Результаты анализа современного состояния образования Мурманской области свидетельствуют о том, что в образовательной системе, показывающей стабильно высокие результаты развития, сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программно-целевого метода.
Несмотря на высокий показатель охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования, актуальными вопросами остаются предоставление всем желающим гражданам доступных и качественных услуг дошкольного образования (сохраняется потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, по состоянию на 01.01.2011 - 2650 человек), преодоление переуплотненности в группах дошкольных образовательных учреждений.
Особого внимания требует обеспечение предоставления качественного образования обучающимся с особыми образовательными потребностями.
Созданный Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов значительно повысил уровень доступности качественного образования для детей-инвалидов. Вместе с тем требует решения вопрос обеспечения архитектурной доступности зданий образовательных учреждений для детей-инвалидов.
Развивается система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Работает областная очно-заочная школа дополнительного образования «А-Элита», организовано дистанционное обучение победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, начата работа дистанционного Центра наставников, открыто Региональное научное общество школьников Мурманской области.
Открытие в регионе Центра по работе с одаренными детьми и молодежью не только позволит координировать деятельность по работе с детьми этой категории, но и будет способствовать дальнейшему развитию системы работы с одаренными детьми.
Наряду с проведением единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии предстоит развивать систему оценки качества образования, в том числе в направлении использования современных механизмов оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся, как основы перехода к следующему уровню образования.
Сохраняется проблема несоответствия темпов сокращения контингента обучающихся общеобразовательных учреждений, числа учителей, прочих работников и количества общеобразовательных учреждений.
Увеличение количества объединений технического и спортивно-технического направлений дополнительного образования детей позволит устранить существующую диспропорцию в предоставляемых дополнительных образовательных услугах.
Необходимо расширять спектр направлений государственно-общественного управления образованием.
В настоящее время развитие системы профессионального образования Мурманской области сдерживается рядом проблем:
1. Отставание материально-технической базы учреждений профессионального образования от требований современного мирового уровня и от запросов экономики. В обновлении нуждается прежде всего учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование.
2. Отсутствие объективной, в том числе внешней, оценки качества профессионального образования. Внешняя независимая прямая оценка качества профессионального образования возможна только на основе результатов сертификации выпускников системы профессионального образования с участием работодателей.
Требует дальнейшего развития система повышения квалификации педагогических кадров, в том числе обеспечение переподготовки руководителей образовательных учреждений, привлечение в отрасль молодых специалистов.
Программа ориентирована на дальнейшее развитие системы образования Мурманской области, решение вышеназванных проблем.
Цель и задачи Программы на среднесрочный период определены с учетом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года и в соответствии с модельной схемой целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденной распоряжением Правительства Мурманской области от 22.06.2011 № 217-РП.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода и в соответствии с модельной схемой системы целеполагания исполнительных органов государственной власти Мурманской области, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретной цели и решение задач, стоящих перед образованием области в 2012 - 2015 годах.
Мероприятия Программы носят комплексный характер, согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.
Срок реализации Программы рассчитан на 4 года (до 2015 года), что обусловлено целями и задачами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», повсеместным введением федеральных государственных образовательных стандартов.