ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2011 года № 370-ПП
О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 годы
В соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2011 № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», от 17.02.2011 № 141н «Об утверждении Порядка заключения соглашений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о финансовом обеспечении региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011-2012 годы», протоколом заседания Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 11.05.2011 № 8 Правительство Мурманской области постановляет:
внести в долгосрочную целевую программу «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 08.02.2011 № 32-ПП/2 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 03.05.2011 № 227), следующие изменения:
1. Подпункты 2.13, 2.14, 2.15 показателей реализации Программы изложить в редакции:
«2.13. | Удельный вес пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, от общего числа пациентов | % | 0 | 0 | 0,3 | 1 |
2.14. | Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения | % | 0 | 3 | 6 | 100 |
2.15. | Доля государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений | % | 0 | 0 | 0 | 10» |
2. Абзац сорок девятый пункта 3.10 раздела 3 Программы изложить в редакции:
«Размер совокупных средств на финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на совершенствование медицинской помощи детям, включая новорожденных и женщин, доведен до 26,8 % (2011 год -763520,38 тыс. рублей; 2012 год - 465761,39 тыс. рублей).».
3. Раздел 4 Программы изложить в новой редакции согласно приложению № 1.
4. Раздел 7 Программы изложить в новой редакции согласно приложению № 2.
5. Абзацы семнадцатый-девятнадцатый раздела 8 Программы изложить в редакции:
«- удельного веса пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, - 1 % от общего числа пациентов;
- доли государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно-справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения - 100 %;
- доли государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений - 10 %.».
6. Систему мероприятий по реализации Программы изложить в новой редакции согласно приложению №3.
Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко
Приложение № 1
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 29.07.2011 № 370-ПП
«4. Информационная и технологическая инфраструктура учреждений здравоохранения
В Мурманской области последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание единого информационного пространства здравоохранения, формируется единая областная система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации, учреждениями здравоохранения активно используется доступ в сеть Интернет.
К настоящему времени в системе здравоохранения Мурманской области сложилась информационная инфраструктура, в которой 91% учреждений здравоохранения имеют локальные вычислительные сети, оснащены выходом в сеть Интернет. Общее количество персональных компьютеров в учреждениях здравоохранения области - 3961 единица, серверов - 57 единиц. Оснащенность компьютерами составила 19,6 в расчете на 100 занятых в учреждении здравоохранения (по РФ - 12,9); число персональных компьютеров в составе локальных вычислительных сетей - 11,3 на 100 занятых в учреждении здравоохранения (по РФ - 7,0).
Широкополосный доступ в Интернет со скоростью 512 кбит/с имеют около 65% учреждений здравоохранения Мурманской области.
Учреждения здравоохранения Мурманской области используют в своей деятельности информационные системы: автоматизирующие бухгалтерский и кадровый учет; ведение утвержденной учетной документации; обеспечивающие персонифицированный учет оказанных медицинских услуг и автоматизацию взаиморасчетов в системе обязательного медицинского страхования; персонифицированный учет лекарственного обеспечения и медицинской помощи, оказанной гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи; реализующие функциональность учреждения в едином информационном пространстве в полном объеме( МИС «АРИАДНА» ООО «Решение» г.Санкт-Петербург, МИС «МЕДИАЛОГ» Пост Модерн Технолоджи, КПС "Самсон Виста" г.Санкт-Петербург, собственные разработки отделов информационного обеспечения учреждений).
В 2010 году реализован проект по внедрению медицинских информационных систем «Электронная регистратура» на базе муниципальных учреждений здравоохранения г. Мурманска (МУЗ «Городская поликлиника № 7», «Городская поликлиника № 3, «Городская поликлиника № 4», «Городская поликлиника № 5»), обеспечивающих возможность записи на прием к врачу с использованием сенсорных инфоматов.
Проводится организация защищённой территориально-распределённой информационно-телекоммуникационной сети по технологии ViPNet, объединяющей участников информационного обмена в системе здравоохранения Мурманской области. В настоящее время более 50% учреждений здравоохранения, входящих в систему ОМС, работают в защищенной сети.
В 2010 году закончен первый этап разработки медицинского портала «Здравоохранение Мурманской области», включающий возможность сбора медицинской статистики, проведение анкетирования в интерактивном режиме. На базе ГУЗ «Мурманский областной центр специализированных видов медицинской помощи» проводятся телемедицинские консультации.
Однако 85% информационных систем, используемых учреждениями здравоохранения, являются узконаправленными, требующими дополнительного ввода первичной учетной информации, имеющими разный формат, сложно интегрируемыми между собой («AUTOSTOMA», разработчик Иванов М.Ю., ПО "Формс", разработчик И.П. Бочкарев, "ENIGMA", разработчики Маликов В.В., Цыганенко А.В., "Талон АПУ", разработчики Боб А.В., Маликов В.В., «Рецепт» программа автоматизации льготного обеспечения лекарствами по региональным и федеральным льготам, разработчик Филатова Е.В., "Рецепт", разработчик МУЗ «ЦРБ ЗАТО г.Североморск», АРМ "Лаборатория", разработчик МУЗ «Печенгская ЦРБ» и др.); требуют решения вопросы, связанные с выравниванием технических возможностей медицинских учреждений, повышением квалификации медицинского персонала в области применения информационно-коммуникационных технологий, вопросы защиты персональных данных, хранящихся или передающихся в электронной форме.
Современные средства информатизации здравоохранения предполагают переход от автоматизации отдельных процессов учета медицинских услуг к созданию интегрированных систем, обеспечивающих возможность непрерывной автоматизированной обработки информации, в результате чего должны быть решены следующие проблемы:
- разнородность информационных ресурсов, используемых в здравоохранении;
- дублирование существующих информационных систем по реализуемым функциям;
- отсутствие единой инфраструктуры сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в системе здравоохранения;
- отсутствие возможности сопоставления и анализа данных из различных информационных подсистем для получения достоверной информации о состоянии региональной системы здравоохранения;
- отсутствие единой нормативно-правовой, организационной и методической базы функционирования и использования информационных систем;
- отсутствие полноценной информационной среды деятельности практикующего врача.
В целях дальнейшего развития информационно-технологической инфраструктуры и создания единого информационного пространства здравоохранения региона необходимо провести модернизацию существующей телекоммуникационной медицинской сети, обеспечить выполнение требований действующего законодательства в области защиты информации, требований в области стандартизации и унификации использования информационных технологий, обеспечить сбор и хранение медицинской информации с использованием единой системы классификации и кодирования, создать инфраструктуры доступа к данной информации прикладным системам участников системы здравоохранения. Для обеспечения доступности информации о деятельности учреждений здравоохранения в сети интернет необходимо продолжить разработку медицинского портала, включающего интернет-страницы учреждений здравоохранения, реализовать возможность записи на прием к врачу в электронном виде. Для дальнейшего совершенствования финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения необходима модернизация существующих программных средств.
Использование современных информационных систем в учреждениях здравоохранения определяет необходимость обучения медицинских работников навыкам работы с персональным компьютером и прикладным специализированным программным обеспечением.
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Мурманской области включают:
- внедрение информационных систем персонифицированного учета оказанных медицинских услуг с обеспечением возможности ведения электронной медицинской карты; информационных систем, обеспечивающих запись на прием к врачу в электронном виде;
- ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта учреждения здравоохранения и паспорта системы здравоохранения Мурманской области.
Для реализации мероприятий необходимо осуществить комплекс организационных, нормативно-методических мер, а также последовательно провести работы по:
- оснащению учреждений здравоохранения современной компьютерной техникой;
- дальнейшему объединению автоматизированных рабочих мест в учреждениях здравоохранения в локальные вычислительные сети от создания малых локальных сетей до полной автоматизации учреждений здравоохранения;
- реализации мероприятий по защите конфиденциальной информации (разработка необходимой документации, приобретение аппаратно-программных средств защиты, аттестация информационных систем);
- созданию регионального информационного ресурса системы здравоохранения с использованием технологической инфраструктуры "электронного правительства" в Мурманской области;
- продолжению развития единой областной медицинской сети на основе современных технологий с использованием глобальных сетей передачи данных (обеспечение пропускной способности не менее 1 Мб);
- модернизации программного обеспечения для финансового, кадрового, имущественного учета учреждений здравоохранения;
- организации информационного обмена между региональным информационным ресурсом и участниками системы обязательного медицинского страхования;
- обеспечению системной интеграции корпоративных информационных систем в региональное информационное пространство;
- внедрению систем электронного документооборота в деятельность учреждений здравоохранения в части информационного взаимодействия с территориальным фондом обязательного медицинского страхования и Министерством здравоохранения Мурманской области с использованием электронно-цифровой подписи;
- внедрению программного обеспечения «Электронная регистратура», обеспечивающего запись на прием к врачу с использованием современных телекоммуникационных технологий;
- формирование компонентов инфраструктуры данных здравоохранения Мурманской (в том числе согласование справочников и классификаторов, базовых реестров, используемых в информационных системах Мурманской с нормативно-справочной информацией федерального уровня);
- ведению эталонных справочников и классификаторов и обеспечению доступа к ним с использованием современных телекоммуникационных технологий всех субъектов информационного обмена (в рамках проекта единого регионального медицинского портала);
- внедрению систем передачи телемедицинских данных.
В целях модернизации парка вычислительной техники планируется дооснастить в 2011 году 52 учреждения здравоохранения (40 учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования - за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования; 12 учреждений - за счет средств бюджета Мурманской области).
Планируется приобретение 1225 персональных компьютеров и терминальных станций для оснащения рабочих мест врачей и среднего медицинского персонала, 29 серверов, телекоммуникационного оборудования.
Комплексно реализовать инфраструктурные компоненты регионального сегмента "электронного правительства" в Мурманской области в условиях ограниченного временного и бюджетного ресурсов возможно только с применением программно-целевого метода, направленного в приоритетном порядке на модернизацию технологической инфраструктуры, формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена, формирование инфраструктуры данных, инфраструктуры безопасности, инфраструктуры доступа и др.
Модернизация средств вычислительной техники, включая приобретение серверов, обусловлена необходимостью обеспечения инфраструктурных сервисов (служба каталога, электронная почта, доступ к корпоративным файловым ресурсам), обеспечения функционирования сервисов медицинской информационной системы, обеспечения работы клиентов медицинской информационной системы, организации хранилища и системы доступа к результатам инструментальных исследований, в том числе графической информации, обеспечение возможности организации криптографической защиты информации, передаваемой по каналам связи.
Приобретение серверного оборудования по источникам финансирования с учетом целей использования распределено следующим образом:
- 10 серверов из средств субсидий ФФОМС для крупных учреждений областного уровня и межмуниципальных центров, в которые предполагается поставка тяжелого диагностического оборудования для организации системы доступа к результатам инструментальных исследований, в том числе графической информации, а также для обеспечения инфраструктурных сервисов;
- 19 серверов из средств областного бюджета для учреждений для обеспечения инфраструктурных сервисов (служба каталога, электронная почта, доступ к корпоративным файловым ресурсам), обеспечения функционирования сервисов медицинской информационной системы.
Приобретение серверного оборудования обусловлено возможной нестабильностью внешних каналов связи, требуемым внедрением современного программного обеспечения по управлению финансово-хозяйственной деятельностью учреждений здравоохранения, информационных систем персонифицированного учета медицинских услуг; внедрению «электронного» документооборота (сервер приложений и сервер локальной базы данных с возможной полной или частичной репликацией данных). Существующий парк серверного оборудования технически устарел более чем на 50.
Создание инфраструктуры доступа и взаимодействия участников системы здравоохранения Мурманской области должно обеспечить системную интеграцию локальных вычислительных сетей и корпоративных информационных систем в региональное информационное пространство. Такая интеграция позволит кардинально повысить эффективность региональной системы управления и уровень информационного сервиса. Выполнение работ по созданию инфраструктуры доступа и определение схем подключения участников системы здравоохранения к региональному информационному ресурсу спланировано с учетом развития технологической инфраструктуры "электронного правительства" Мурманской области, а также требований информационной безопасности.
Для организации высокоскоростного информационного обмена запланирована модернизация интернет-подключений учреждений здравоохранения с частичным переходом с DSL-технологий на технологии подключения по оптоволоконным каналам связи.
Обеспечение информационной безопасности при обработке персональных данных пациентов в учреждениях здравоохранения включает аттестацию информационных систем в соответствии с требованиями ФЗ-152; разработку пакета документов, модели угроз, проекта средств защиты информации; внедрение средств защиты от несанкционированного доступа; внедрение средств защиты при передаче данных; внедрение системы обнаружения вторжений и анализа защищенности; аттестацию рабочих мест, обрабатывающих персональные данные.
В рамках организации деятельности по внедрению персонифицированного учета оказанных пациенту медицинских услуг на основе ведения электронной медицинской карты (электронная медицинская карта амбулаторного больного и электронная медицинская карта стаионарного больного) предусмотрены мероприятия по интеграции существующих комплексных медицинских систем (МИС «АРИАДНА» ООО «Решение», г.Санкт-Петербург; МИС «МЕДИАЛОГ» Пост Модерн Технолоджи, КПС "Самсон Виста", г.Санкт-Петербург с общесистемными компонентами регионального уровня информационной системы. Проектирование, разработка, адаптация и внедрение региональных транзакционных систем, отобранных в результате проведения конкурсных процедур, будет проводиться с учетом интеграции с общесистемными компонентами регионального и федерального уровня системы. Методическое и организационное обеспечение создания прикладных компонентов регионального уровня системы позволит централизовать ведение единых справочников, классификаторов и базовых реестров с учетом требований федерального уровня, технологическую и информационно-методологическую поддержку единообразного использования объектов нормативно-справочной информации, синхронизацию федеральной нормативно-справочной информации.
В рамках работ по внедрению электронного документооборота системы здравоохранения Мурманской области планируется внедрение программных средств для создание самостоятельного контура на базе Министерства здравоохранения Мурманской области в целях ускорения прохождения распорядительных документов и учетно-отчетной документации. Для обеспечения юридической значимости предполагается обеспечение ЭЦП руководителей и заместителей учреждений здравоохранения.
При организации юридически значимого обмена документами в электронном виде будет обеспечена достоверность и целостность передаваемой информации.