Совершенствование системы разграничения полномочий, в том числе в сфере здравоохранения, а также проблемы в бюджетной сфере на местном уровне требуют повышения эффективности механизмов оказания финансовой помощи и создания стимулов к качественному предоставлению муниципальных услуг.
Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрена передача полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории муниципального района (городского округа) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) с муниципального на региональный уровень с 1 января 2012 года. Реализация этого мероприятия повлекла существенные изменения расходных обязательств областного и местных бюджетов.
Политика в сфере межбюджетных отношений будет основана на стабильности законодательно установленного разграничения расходных полномочий, нормативов отчислений от доходов, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов.
Безусловным видом финансовой помощи, распределяемым на три года до начала финансового года, является дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Мурманской области.
Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности подтверждает тот факт, что в результате их предоставления соотношение бюджетных возможностей пяти наиболее и пяти наименее обеспеченных муниципальных образований сокращается в среднем в два раза (с 3,1 до 1,5).
В текущем уровне дифференциации финансовых возможностей муниципальных образований без получения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности отдельные муниципальные образования не смогут за счет поступлений в их бюджеты налоговых и неналоговых доходов осуществить финансирование в полном объеме даже своих первоочередных расходов, таких как оплата труда и коммунальные услуги.
В соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов Мурманской области планируется утверждение порядка и методики определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на очередной финансовый год и их распределение на три года до начала очередного финансового года, что позволит обеспечить для муниципальных образований возможности реалистичного планирования доходной части местных бюджетов.
Проблемы финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований по решению вопросов местного значения на областном уровне решаются посредством распределения в ходе исполнения местных бюджетов из областного бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Планируется осуществлять распределение указанных дотаций до начала финансового года, а в ходе исполнения местных бюджетов предусматривать средства при возникновении экстренных ситуаций с их сбалансированностью и на частичную компенсацию выпадающих доходов местных бюджетов.
В последнее время все более весомую роль в межбюджетных отношениях играют меры по стимулированию органов местного самоуправления к повышению качества управления финансами муниципальных образований. С этой целью будет продолжена практика распределения дотаций на поддержку муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление муниципальными финансами, предусматривающая как построение соответствующего рейтинга муниципальных образований, так и распределение дополнительных дотаций муниципальным образованиям, имеющим высокий показатель эффективности управления муниципальными финансами.
В целях повышения ответственности органов местного самоуправления за эффективное использование финансовой помощи, обеспечение безусловного и качественного исполнения закрепленных за ними обязательств предлагается заключение соглашений с муниципальными образованиями, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления.
В настоящее время из областного бюджета предусмотрено предоставление 27 видов субсидий местным бюджетам. Консолидация субсидий в рамках программ и конкурсное распределение ряда отраслевых субсидий позволят возложить большую ответственность на органы местного самоуправления.
В целях повышения эффективности использования субсидий, предоставляемых из областного бюджета, будут разработаны общие правила формирования, предоставления и распределения субсидий.
Приоритетом бюджетной политики в сфере взаимодействия с органами местного самоуправления остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.
С этой целью необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на поддержку муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Поддержка вышеуказанных преобразований на муниципальном уровне будет способствовать повышению финансовой устойчивости муниципальных образований, а также повышению эффективности бюджетных расходов.
В рамках оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях будут применяться действенные меры воздействия за ненадлежащее качество управления, а также меры поощрения к муниципальным образованиям, получающим высокую оценку.
Реализация предложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами, обеспечению их сбалансированности.
При распределении межбюджетных трансфертов в форме субсидий необходимо определение четких конечных целей и сроков их достижения, по завершении которых предоставление субсидий может быть прекращено.
В целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, формирование субвенций из областного фонда компенсаций осуществляется субъектами бюджетного планирования в соответствии с методиками, утвержденными соответствующими законами (или их проектами), вносимыми на рассмотрение Мурманской областной Думы одновременно с проектом закона об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Существенным риском устойчивого исполнения местных бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки муниципальных образований при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Планируется проведение мониторинга долговой нагрузки муниципальных образований и устойчивости исполнения первоочередных расходов местных бюджетов. С муниципальными образованиями, имеющими высокую долговую нагрузку, предлагается заключать соглашения о согласовании с Министерством финансов Мурманской области долговой политики муниципального образования.