Бюджетная политика в области расходов наряду с преемственностью задач, поставленных на 2011 год, будет, прежде всего, адаптироваться к изменениям федерального законодательства и законодательства Мурманской области:
1) совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", при этом планируется повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет расширения объема прав государственных учреждений Мурманской области, создания предпосылок для совершенствования перечня и повышения качества предоставляемых государственных услуг и увеличения способности государственных учреждений Мурманской области функционировать с учетом рыночных принципов с целью максимального учета интересов потребителей государственных услуг. Переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг на региональном и местном уровне в соответствии с федеральным законодательством подлежит завершению 1 июля 2012 года;
2) разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - с 2012 года переход к осуществлению финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета, сопровождающийся передачей субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства;
3) разграничение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" - с 1 января 2012 года полномочия по организации оказания всех видов медицинской помощи закреплены за субъектами Российской Федерации.
С целью обеспечения долгосрочной сбалансированности областного бюджета, повышения уровня и качества жизни населения, эффективного предоставления услуг, стимулирования инновационного развития области, реализации принципа бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетная политика Мурманской области скорректирована с учетом текущей экономической ситуации, направлена на решение следующих задач:
1. Обеспечение исполнения социальных обязательств Мурманской области с учетом индексации:
а) расходов на формирование фондов оплаты труда работников государственных учреждений, в том числе работников государственных архивов Мурманской области, относящихся к рабочим профессиям, в размере 6 процентов с 1 октября 2012 года по отношению к 2011 году.
Расходы на формирование фондов оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, должности государственной гражданской службы Мурманской области, заработной платы работников государственных органов, занимающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, заработной платы работников государственных архивов Мурманской области (за исключением работников государственных архивов, относящихся к рабочим профессиям) определяются исходя из индексации на 6 процентов с 1 октября 2012 года, условий оплаты труда (денежного содержания, заработной платы) указанных лиц, действующих в 2011 году;
б) социальных выплат на 2012 год в размере 5 процентов к 2011 году, на 2013 год и на 2014 год - 4,5 и 4 процентов соответственно к предшествующему году. Достижение полной адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот гражданам, поиск новых форм социальной защиты населения, включая меры по обеспечению занятости населения. При этом средства, направляемые на социальную поддержку, должны получить те, кто не имеет возможности обеспечить себе достойную жизнь самостоятельно и нуждается в государственной поддержке в наибольшей степени.
Оказание мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации и Мурманской области, предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (непосредственное предоставление) подлежат индексации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов на 12 процентов к предшествующему году.
2. Продолжение работы по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе путем принятия реальных мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, заключения энергосервисных контрактов.
3. Инвентаризация действующих бюджетных обязательств при целесообразности продолжения их исполнения с учетом эффективности и результативности, а принимаемых бюджетных обязательств - на предмет наличия достоверных расчетов и обоснований, подтверждающих целесообразность расходования бюджетных средств для достижения стратегических целей развития Мурманской области.
В связи с особенностями установления и финансового обеспечения публичных нормативных обязательств, а также в связи с использованием нормативов финансовых затрат для расчета бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) необходимо осуществить инвентаризацию мероприятий действующих целевых программ. Долгосрочные целевые программы и ведомственные целевые программы должны быть ориентированы на решение системных проблем социально-экономического развития области.
4. Минимизация бюджетных рисков путем не только непринятия нормативных правовых актов, приводящих к увеличению расходных обязательств, но и установления пределов в отношении расходов по направлениям деятельности Правительства Мурманской области (целевым программам). 2012 год станет годом перехода к программному бюджету, планирование и исполнение будут производиться на основе действующего бюджетного законодательства.
5. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с использованием нового инструмента - государственных программ и переход к формированию и утверждению программного бюджета, предполагающего распределение бюджетных ассигнований по государственным программам и их подпрограммам. Внедрение системы мотивации руководителей государственных (муниципальных) учреждений в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности, рационального использования бюджетных ресурсов при сохранении качества предоставляемых услуг, повышения самостоятельности учреждений по определению оптимальных путей и способов достижения результатов, запрета корректировки объемов финансирования без соответствующих корректировок государственных заданий.
6. Повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности, что предполагает более активное включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов. Проведение мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса, учет его результатов создаст стимулы по внедрению новых, прогрессивных механизмов и подходов к формированию и исполнению бюджетов соответствующих уровней.
7. Изменение типа государственных учреждений в тех сферах предоставления государственных услуг (выполнения работ), где это может создать стимулы для повышения эффективности их деятельности, которое будет проводиться в рамках проведения реформы государственных учреждений, целями которой являются:
а) повышение доступности и качества государственных услуг, предоставляемых населению;
б) создание стимула и мотивации для государственных учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного имущества;
в) внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг;
г) установление новых норм, направленных на обеспечение прозрачности деятельности государственных учреждений, и норм контроля за их финансовым состоянием.
8. Продолжение совершенствования системы государственных закупок для нужд государства и государственного сектора экономики за счет формирования механизмов, гарантирующих надлежащее качество закупок с учетом всего жизненного цикла продукции, а также обоснованность цен контрактов, планирование и надежный мониторинг их исполнения, использование неформализованных критериев в процессе проведения конкурсных процедур. Необходимо расширение практики заключения государственных контрактов, выходящих за пределы финансового года, но с учетом повышения ответственности государственных (муниципальных) заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки государственных контрактов. В целях повышения эффективности расходов при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов, пресечение практики необоснованного завышения цен.
9. Ориентация деятельности органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления на результат еще в большей, чем когда-либо, степени. Будет продолжена работа по оптимизации функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области и повышению качества предоставления государственных услуг, по инвентаризации функций с целью исключения их дублирования, проведена их четкая стандартизация, утверждение и внедрение административных регламентов по их исполнению.
10. Сохранение и пополнение Резервного фонда Мурманской области, предназначенного для исполнения расходных обязательств областного бюджета в случае недостаточности доходов областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств областного бюджета.
11. Создание Дорожного фонда Мурманской области, предназначенного для финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
12. Усиление контроля за эффективным использованием бюджетных средств, а также применением мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Актуальными остаются следующие вопросы совершенствования системы государственного и муниципального финансового контроля: осуществление аудита эффективности использования бюджетных средств для оценки соответствия результатов деятельности субъектов бюджетного планирования установленным целям и задачам, способов их достижения, осуществление контроля за реализацией новых отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях, определение законности заключения договоров с поставщиками и подрядчиками, определение достоверности ведения бухгалтерского учета и отчетности, включая проверку обоснованности дебиторской и кредиторской задолженности, выявление особенностей рисковых проектов с неопределенными результатами исследований или разработок.
13. Продолжение последовательного перехода к реализации проектов в рамках долгосрочных целевых программ по развитию малого и среднего предпринимательства, туризма, сельского хозяйства и инфраструктуры, а также реализация приоритетных национальных проектов, требующих софинансирования из областного бюджета.
14. Сохранение в составе инвестиционных расходов финансирования работ с высокой степенью готовности, а также работ на объектах, находящихся на софинансировании из федерального бюджета, повышение эффективности их использования за счет перехода на современные принципы осуществления бюджетных инвестиций.