Действующий

О Концепции внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области «Электронная школа Мурманской области» на 2011-2013 годы

II. Современное состояние информатизации образования в общеобразовательных учреждениях Мурманской области


При создании концепции внедрения ИКТ в систему общего образования Мурманской области учитывалось, что за последние годы в регионе проведена значительная по объему работа по информатизации системы общего образования.

Мурманская область занимает 4 место в рейтинге готовности регионов Российской Федерации к информационному обществу по подиндексу «ИКТ в образовании» (2008-2009).

Вместе с тем по ряду показателей регион в десятку лидеров не входит:

- число ПК, используемых в учебном процессе, - 14 место;

- доля школ, имеющих веб-сайт, - 16 место;

- доля школ, имеющих электронную библиотеку, - 23 место.

За последнее время, по указанным показателям отмечена существенная  позитивная динамика. В частности, значительно повысился уровень обеспеченности компьютерной техникой обучающихся 1-11 классов школ Мурманской области: с 32 человек на компьютер в 2005 году до 12,5  по состоянию на 1 сентября 2010 года. Уровень обеспеченности компьютерной техникой учащихся 7-11 классов улучшился с 15 человек на компьютер в 2005 году до 4 в 2010 году.                                                                                            

Однако внедрение в общеобразовательных учреждениях Мурманской области современных информационных ресурсов и оборудования проходит неравномерно и часто бессистемно.

Доля учреждений, имеющих кабинеты основ информатики и вычислительной техники в общеобразовательных учреждениях, составляет 93,5%. При этом 25% ПК в школах старше 5 лет, 9,9% ПК - старше 9 лет, 18% ПК оснащены мониторами с электронно-лучевыми трубками.

Половина  общеобразовательных учреждений имеет единые школьные локальные вычислительные сети. В 71,1% школ имеются выделенные сервера. 66% школьных компьютеров объединены в локальные вычислительные сети.

Оборудование видеоконференцсвязи имеется в 22,8% школ, поливалентные залы - в 3,6% школ, мультимедийные лингафонные классы - в 14,7% школ; средняя обеспеченность интерактивными досками составляет 2,4 шт. на 1 школу, однако при этом  в 19,3% школ нет ни одной интерактивной доски.

Все школы, подключенные в 2006-2007 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» к ресурсам сети Интернет, сохранили гарантированный неограниченный доступ к сети Интернет, управляемый централизованной системой контент-фильтрации.

С ноября 2008 года обеспечение образовательных учреждений доступом к ресурсам сети Интернет осуществляется за счет финансовых средств Мурманской области: 2008 год - 0,675 млн. руб., 2009 год - 6,4 млн. руб., 2010 год - 12,4 млн. руб.

Скорость доступа к сети Интернет увеличена в 2011 году по сравнению с 2006-2009 годами в 2 раза в 16,3% школ и составляет 256 Кбит/с, в 4 раза - в 27,8% школ (512 Кбит/с), в 8 раз - в 54,5% школ (1024 Кбит/с).

К сети Интернет подключены 70% ПК, занятых в образовательном процессе.

Наличие доступа к ресурсам сети Интернет в общеобразовательных учреждениях позволило расширить спектр дистанционного образования. Так доля учащихся 5-11 классов, занятых дистанционным образованием, выросла с 2007 года в 2,5 раза и составляет  10,9%.

Доля общеобразовательных учреждений, использующих в образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, - 97,2%. 24,5% уроков проводится с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Вместе с тем средняя скорость передачи данных менее 1024 Кбит/с не позволяет эффективно использовать современные электронные образовательные ресурсы, не позволяет организовать одновременное эффективное подключение к Интернет-ресурсам нескольких рабочих мест, масштабно внедрять дистанционное образование.

Доля учителей, систематически использующих ИКТ в образовательном процессе, - 45,2%. Доля работников общеобразовательных учреждений, имеющих базовые навыки использования информационно-коммуникационных технологий, - 80%. В течение последних 3 лет повысили свою квалификацию 57,5% административных работников и 42,1% педагогических работников школ. Сертификацию компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности прошли 8,4% педагогических работников. 70% общеобразовательных учреждений используют информационные системы для управленческой деятельности.

Несмотря на достигнутые результаты в области информатизации образования, имеются проблемы, требующие комплексного решения:

-  недостаточная оснащенность образовательных учреждений современными средствами информатизации, низкие темпы обновления парка компьютерной техники;

- недостаточная скорость доступа к сети Интернет общеобразовательных учреждений, неразвитость сетей широкополосного доступа в отдаленных районах региона;

- зависимость темпов и уровня информатизации образования от компетентности педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений;

-  большой разброс в уровнях информатизации общеобразовательных учреждений.

Таким образом, в Мурманской области есть обоснованная потребность и реальные предпосылки для ускорения процесса информатизации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Мурманской области.