Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Мурманской области на 2011 - 2014 годы» (с изменениями на 12 сентября 2013 года)

Таблица 7

2008 год

2009 год

2010 год

Сведения о просроченной кредиторской задолженности (млн.рублей)

1 161,4

1 043,1

838,2

Доля просроченной кредиторской задолженности в расходах местных бюджетов (без учета субвенций) (%)

5,3

4,8

4


В 2009 и 2010 годах Министерство финансов Мурманской области проводило отбор муниципальных образований на получение субсидии на реформирование муниципальных финансов. Одним из условий получения из областного бюджета субсидии на реформирование муниципальных финансов было принятие аналогичных постановлений по урегулированию кредиторской задолженности на местном уровне.

В заключаемые с Министерством финансов Мурманской области соглашения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств введены показатели недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по заработной плате, начислениям на нее, социальным выплатам, выполнение данных требований является обязательным условием получения межбюджетных трансфертов  (за исключением субвенций) из областного бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 581 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными бюджетными учреждениями по состоянию на 1 июля 2008 г., а также по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности» налоговыми органами проведена реструктуризация задолженности муниципальных бюджетных учреждений по пеням и штрафам, начисленным на суммы задолженности  по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов. В результате проведенных мероприятий 725 млн. рублей, или 76,4 процента от общей суммы числящейся задолженности, реструктурировано путем предоставления рассрочки уплаты суммы задолженности с 1 января 2010 года по 1 января 2020 года. В течение 2010 года муниципальными образованиями проведена уплата реструктурированной задолженности на сумму 70 млн.рублей и проведена работа по списанию нереструктурированной задолженности на сумму 148,7 млн.рублей. Итогом работы стало снижение задолженности по пеням и штрафам в течение 2010 года на сумму 218,7 млн. рублей.

     
     Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на сокращение и реструктуризацию кредиторской задолженности.

     Ожидаемый результат

     Просроченная кредиторская задолженность местных бюджетов составит не более 2% общих расходов местных бюджетов (без учета расходов, произведенных за счет субвенций, полученных от бюджетов других уровней).

Распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений


     Описание текущей ситуации


     Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти является программно-целевой метод организации их деятельности.

     В Мурманской области в целях повышения результативности бюджетных расходов и обеспечения эффективного использования бюджетных средств и организационных ресурсов активно используются такие инструменты программно-целевого управления, как доклады исполнительных органов государственной власти области о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные и долгосрочные целевые программы.

     Распространение программно-целевых методов целесообразно осуществлять и в рамках предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

     В настоящее время из областного бюджета Мурманской  области местным бюджетам предоставляется 27 видов субсидий.

     Доля субсидий, предоставляемых местным бюджетам в рамках целевых программ, в 2008 году составляла 11%, в 2009 году - 29 %, в 2010 году- 23,1%.

     Несмотря на увеличение доли субсидий,  предоставляемых в рамках программ, множественность субсидий обострила проблему их взаимного дублирования, распыления бюджетных средств, снижения их эффективности, отсутствия мотивации муниципальных образований к принятию расходных обязательств по приоритетным направлениям.

     Встал вопрос об оптимизации состава субсидий муниципальным образованиям путем их консолидации либо отказа от предоставления отдельных из них, а также дальнейшего совершенствования механизма установления, предоставления и распределения межбюджетных субсидий.

     Таким образом, созданный механизм субсидирования муниципальных образований  лишен единой системы целеполагания, предполагающей наличие стратегии межбюджетного перераспределения, согласованных целей субсидирования по каждому из направлений, комплекса показателей, корреспондирующих с целями межбюджетных субсидий.

     Повышение эффективности и результативности  предоставления субсидий местным бюджетам должно реализовываться в рамках ключевых направлений государственной и муниципальной политики по вопросам местного самоуправления, реализуемым в рамках целевых программ, с установлением условий и критериев эффективности их предоставления, ответственности за результаты использования и достижение поставленных целей.

     На протяжении последних лет отдельные виды субсидий из областного бюджета распределяются между муниципальными образованиями по результатам проводимых конкурсов или отборов. По результатам конкурса распределялись субсидии на реформирование муниципальных финансов (2009-2010 годы), субсидии в рамках реализации долгосрочных  целевых программ «Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области» на 2009-2011 годы, «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009-2011 годы.

     Для решения данной задачи необходимо реализовать указанные в прилагаемом Перечне мероприятия, направленные на распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений, в том числе распределение субсидий на конкурсной основе.

     Ожидаемые результаты

     Увеличена доля субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках программ.

     Реализовано конкурсное распределение межбюджетных трансфертов, в том числе на реализацию муниципальных программ повышения эффективности расходов на конкурсной основе.

Повышение эффективности системы выравнивания


     Описание текущей ситуации

     Основу финансовой поддержки муниципальных образований составляет дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, для чего формируются Региональный фонд финансовой поддержки поселений и Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа).

     В рамках создания условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления проводилась работа по   совершенствованию механизмов межбюджетного регулирования, предусматривающая повышение эффективности системы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, направленной на сокращение дифференциации  бюджетной обеспеченности между 5 наиболее и 5 наименее обеспеченными субъектами Российской Федерации.

     В этих целях в 2010 году внесены изменения в Закон Мурманской области от 10.12.2007 № 916-01-ЗМО «О межбюджетных отношениях в Мурманской области» по двум направлениям:

     1. Изменение схемы финансового обеспечения поселений.

     2. Совершенствование порядка оценки расходных обязательств муниципальных образований (расчета индекса бюджетных расходов).

     Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, рассчитанная как отношение среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности 5 наиболее обеспеченных муниципальных образований после выравнивания бюджетной обеспеченности и 5 наименее обеспеченных муниципальных образований, в 2010 году составляла 1,7 раза, в 2011 году 1,5 раза.

     Несмотря на прозрачную систему распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), в законе о межбюджетных отношениях Мурманской  области не установлены правила, по которым определяется общий объем распределяемых средств, что снижает предсказуемость доходов муниципальных образований.

     Соотношение (раз) объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и объема субсидий муниципальным образованиям из областного бюджета в динамике по годам отражен в таблице 8.