Одной из особенностей демографической ситуации в Российской Федерации является старение населения. Сегодня каждый пятый житель России (30,7 млн. человек) старше трудоспособного возраста. Продолжительность жизни в 2009 году возросла до 69 лет (по сравнению с 2006 годом на 2,4 года больше) и составила 62,9 года у мужчин и 75 лет у женщин. Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения возросла до 21,6%. По прогнозу Росстата, до 2021 года доля лиц в возрасте 65 лет и старше составит 22 миллиона человек, в возрасте 80 лет и старше - 5,2 миллиона человек. Опережающими темпами будет расти численность лиц старше 80 лет.
В Мурманской области доля лиц старше трудоспособного возраста в 2010 году составила 16,8%. По оценкам экспертов, в предстоящее десятилетие число пожилых граждан будет расти и, согласно прогнозу, к 2031 году достигнет 21,2%.
В этих условиях возникает необходимость обеспечения со стороны государства и общества социальной защищенности пожилых людей, принятия дополнительных мер по предоставлению доступных и качественных услуг в системе социального обслуживания, оказанию медицинской помощи, развитию систем дополнительного образования, профессиональной переподготовки и переобучения пожилых людей.
Основными стратегическими целями социально-экономического развития Мурманской области являются создание эффективной системы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и обеспечение высокого уровня социального обслуживания населения.
Для их достижения в области последовательно проводятся мероприятия по оказанию государственной социальной помощи социально уязвимым группам населения и профилактике социального неблагополучия пожилых людей. Для этого определяется потребность наиболее незащищенных групп населения, для которых государственная социальная помощь жизненно необходима, и формируется система социального обслуживания, обеспечивающая доступность и качество социальных услуг с учетом индивидуальной нуждаемости граждан.
Социальное обслуживание пожилых граждан в Мурманской области осуществляют 23 государственных областных учреждения социального обслуживания населения. В 2010 году социальными услугами обеспечены 48,4 тыс. человек, что на 25,4 % больше, чем в 2008 году. Этому способствовало открытие новых отделений социального обслуживания, внедрение новых форм работы с данными категориями граждан.
Вместе с тем не все еще проблемы решены. Обеспеченность домами-интернатами для престарелых и инвалидов на 10 тысяч населения составляет 20,9 места, или 69,7 % от норматива, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-Р (30 мест на 10 тысяч жителей).
На 1 января 2011 года на очереди в стационарные учреждения социального обслуживания населения стоят 620 человек, из них в дома-интернаты общего типа - 155, в психоневрологические интернаты - 465.
Не все нуждающиеся граждане пожилого возраста охвачены социальным обслуживанием на дому. На 1 января 2011 года на очереди в отделения социального обслуживания на дому стоят более 200 человек.
Не решены проблемы социального обслуживания на дому пожилых людей, находящихся длительное время на постельном режиме и нуждающихся в постоянной посторонней помощи. В области пока не создана служба сиделок, поэтому данной категории граждан услуги оказываются только в условиях стационара.
Особенностью старения населения будет являться то, что опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше. Это неизбежно повлечет за собой рост потребности населения в количестве коек в стационарных учреждениях социального обслуживания. Учитывая, что потребность населения в стационарном социальном обслуживании в настоящее время не удовлетворяется, существует острая необходимость в расширении действующей сети учреждений социального обслуживания населения, укреплении их материально-технической базы, развитии альтернативных форм социального обслуживания, создании служб "Надомные сиделки".
Одной из проблем продолжает оставаться недостаточная доступность гарантированных государством социальных услуг для граждан, проживающих в сельской местности и отдаленных населенных районах. Для решения проблемы требуются увеличение численности социальных работников, расширение действующих социальных служб. Альтернативной и наиболее эффективной формой обслуживания является выездное обслуживание социальными бригадами. В настоящее время выезды социальными службами осуществляются лишь периодически из-за отсутствия специализированного автотранспорта и необходимого штата сотрудников.
Неудовлетворительное состояние здоровья и низкий уровень материального достатка по-прежнему характерны для большей части граждан пожилого возраста. Для многих нерешенной остается проблема одиночества. Уровень общей заболеваемости у граждан в возрасте от 60 до 74 лет почти в два раза выше, а у лиц в возрасте 75 лет и старше - в шесть раз выше, чем у лиц молодого возраста. В связи с ухудшением состояния здоровья и отсутствием родственников, которые бы могли осуществлять необходимый уход, значительная часть пожилых людей нуждается в постоянной посторонней помощи. На решение данных проблем направлены мероприятия Программы по развитию системы услуг по уходу за пожилыми людьми и предоставлению им паллиативной помощи, а также института опеки и приемной семьи для пожилых граждан.
Особое значение имеют меры, направленные на предоставление пожилым людям возможностей для активного самовыражения и саморазвития в интеллектуальной сфере, сфере культурного развития. Проведение общественно значимых мероприятий способствует поддержке пожилых людей, пропаганде здорового и активного образа жизни, обмену достижениями в области культуры и искусства.
Для людей пожилого возраста занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного долголетия. Также важное место в жизни пожилых людей в современных условиях занимает возможность доступа к сети Интернет. Для многих пожилых людей, учитывая их ограниченные доходы, это является недоступным.
Долгосрочная целевая программа "Повышение качества жизни пожилых людей в Мурманской области" на 2011-2013 годы разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3464ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 25.10.2010.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексный подход к решению проблем пожилых людей, скоординировать действия исполнительных органов государственной власти и должностных лиц, участвующих в реализации Программы.