Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Мурманской области» на 2011-2013 годы (с изменениями на 28 июня 2013 года)

3.3. Финансирование системы здравоохранения и реализация Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи


Сохраняются проблемы сбалансированности объемов медицинской помощи, предоставляемой жителям Мурманской области в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи (далее - ТПГГ), и финансовых затрат на ее реализацию.

Показатели реализации ТПГГ

Показатели

2007

2008

2009
факт

Федеральный норматив

Отклонение от норматива,  %

Объем амбулаторно-поликлинической помощи (посещений на 1 жителя)

7,844

7,910

8,19

9,198

12

Объем стационарзамещающей медицинской помощи (пациенто-дней на 1 жителя)

0,454

0,483

0,455

0,577

21

Объем стационарной медицинской помощи (койко-дней на 1 жителя)

2,902

2,890

2,76

2,812

1,9

Объем скорой медицинской помощи (вызовов на 1 жителя)

0,393

0,383

0,361

0,330

9,4


Несмотря на то что в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился объем предоставляемой в рамках ТПГГ амбулаторно-поликлинической помощи (с 7,91 посещения на 1 жителя до 8,19 соответственно), его значение ниже федерального норматива, что обусловлено прежде всего низкой укомплектованностью кадрами амбулаторно-поликлинической службы.

Увеличился объем медицинской помощи, оказанной с использованием стационарзамещающих технологий, с 0,436 пациенто-дня на 1 человека в год в 2008 году до 0,454 в 2009 году.

Сократился объем скорой медицинской помощи с 0,382 вызова на 1 жителя в 2008 году до 0,361 в 2009 году.

ТПГГ на 2010 год более сбалансирована, чем в 2009 году, запланированные нормативы объемов на 1 жителя на 2010 год приближены к федеральным:

- по амбулаторной медицинской помощи - 8,951 посещения (94,2 % от федерального норматива - 9,5 посещения);

- по медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров, - 0,613 пациенто-дня (на 3,9 %  выше федерального норматива - 0,59);

- по стационарной медицинской помощи - 2,754 койко-дня (на 0,9 % ниже федерального норматива);

-  по скорой медицинской помощи - 0,350 вызова (на 6% выше скорректированного федерального норматива - 0,330).

Ежегодно увеличиваются стоимость ТПГГ и доля средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в общей сумме финансирования. Стоимость ТПГГ на 2009 год составила 8 546,6 млн. рублей, на 2010 год - 9 326,0 млн. рублей, или на 9,1 % больше, чем в 2009 году.

В 2009 году ТПГГ была дефицитной. Расчетная стоимость составляла 14 154,9 млн. рублей исходя из расчетной численности населения Мурманской области в 2009 году - 842 тыс. человек, федерального подушевого норматива финансового обеспечения 7 633,4 рубля и районного коэффициента 2,2023. Дефицит ТПГГ составлял 5 608,3 млн. рублей, или 39,6 %.

Дефицит ТПГГ сохранился и в 2010 году, но имел тенденцию к снижению. Расчетная стоимость ТПГГ по федеральным финансовым нормативам с учетом применения районного коэффициента составляет 14 052,6 млн. рублей. Таким образом, дефицит стоимости ТПГГ составляет 4 726,6 млн. рублей, или 33,6 %.

ТПГГ имела следующую структуру в 2010 году: за счет средств консолидированного бюджета 4 340,2 млн. рублей, или 46,5 %, за счет средств ОМС 4 985,8 млн. рублей, или 53,5 %.

Подушевой норматив финансового обеспечения ТПГГ в Мурманской области составлял в 2010 году 11 156,6 рубля, в том числе за счет средств консолидированного бюджета 5 192,1 рубля и 5 964,5 рубля по программе  ОМС.

Растут расходы по ТПГГ на 1 жителя в год: в 2010 году по сравнению с 2009 - на 10 % и составляли 11 157 рублей, в 2011 году - вырастут еще на 10,5 %.

Территориальные нормативы финансового обеспечения единиц объемов по видам медицинской помощи ежегодно увеличиваются, но в 2010 году оставались ниже федеральных нормативов, скорректированных с учетом районного коэффициента:

- по амбулаторной медицинской помощи - 381,9 рубля (федеральный норматив, скорректированный на районный коэффициент, - 480,3 рубля);

- по медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров, - 634,8 рубля (федеральный норматив, скорректированный на районный коэффициент, - 1052,7 рубля);

- по стационарной медицинской помощи - 1 854,1 рубля (федеральный норматив, скорректированный на районный коэффициент, - 3 040,5 рубля);

- по скорой медицинской помощи - 2 387,4 рубля (федеральный норматив, скорректированный на районный коэффициент, - 3 746,3 рубля).

Увеличивается сумма страховых взносов на неработающее население, уплачиваемых Правительством области: в 2010 году она выросла по сравнению с 2009 годом на 9,4 %, в 2011 - еще на 18,3 %, что связано с индексацией расходов и расширением Территориальной программы ОМС.

Стоимость ТПГГ на 2011 год составляет 10 033,68 млн. рублей, на 2012 год запланирована в объеме 10 563,66 млн. рублей, или на 5,3 % больше, чем в 2011 году, однако с учетом уменьшения численности населения  области  в 2012  году на 4 тыс. человек подушевой финансовый  норматив на 1 жителя по ТПГГ увеличен до 12 764,14 рубля, что составляет 6 % к уровню 2011 года (12 052,47 рубля на 1 жителя).

Доля средств ОМС в стоимости ТПГГ в 2011 году составляет 54,9 %, в 2012 году запланирован рост этого показателя до 55,0 %. Подушевой норматив на 1 жителя по Территориальной программе ОМС в 2011 году составляет 6 620,6 рубля, в 2012 году запланирован рост до 7 017,84 рубля (на 6 %), при этом планируется  рост платежей на неработающее население в расчете на 1 жителя с 3 202,76 рубля в 2011 году до 3 483,58 рубля в 2012 году (на 8,8 %).

С целью достижения сбалансированности ТПГГ по объемным и финансовым показателям в Программе запланированы мероприятия, направленные на развитие амбулаторно-поликлинической помощи, реформирование службы стационарной и скорой медицинской помощи.