5.1. Заявитель имеет право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Министерства и (или) учреждения в досудебном и судебном порядке.
5.2. В досудебном порядке заявитель обжалует действия или бездействие должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, руководителям учреждений или министру.
5.2.1. Заявитель имеет право обратиться лично или направить обращение в письменной форме (приложение № 18).
5.2.2. Руководители учреждений, заместители министра и министр проводят личный прием заявителей в часы приема.
5.2.3. При обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения не превышает 30 дней со дня регистрации такого обращения.
В случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов срок рассмотрения обращения продлевается не более чем на 30 дней. Заявителю направляется уведомление о продлении срока рассмотрения обращения.
5.2.4. Заявитель в своем обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в которое направляет письменное обращение, фамилию, имя, отчество должностного лица, действия которого обжалуются, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый или электронный адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату.
5.2.5. По результатам рассмотрения обращения руководитель учреждения, заместитель министра, министр принимает решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении требований.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, подписывает руководитель учреждения, заместитель министра, министр.
Лицо, ответственное за делопроизводство в учреждении, в Министерстве, направляет письменный ответ по почтовому адресу, указанному заявителем.
5.2.6. Если в обращении не указана фамилия заявителя, направившего обращение, и адрес, по которому должен быть направлен ответ, должностное лицо ответ на обращение не дает.
Обращение, которое содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, должностное лицо оставляет без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщает заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст обращения не поддается прочтению, должностное лицо ответ на обращение не дает, о чем сообщает заявителю, направившему обращение, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.
Если в обращении заявителя поставлен вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приведены новые доводы или обстоятельства, уполномоченное должностное лицо принимает решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении должностное лицо уведомляет заявителя, направившего обращение.
5.3. В случае если результат рассмотрения обращения не удовлетворяет заявителя, он вправе обратиться в Правительство Мурманской области, федеральные органы исполнительной власти, прокуратуру или суд.