Недействующий

Об основных направлениях бюджетной политики в Мурманской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (с изменениями на 29 октября 2010 года)

V. Политика в области формирования межбюджетных отношений


Совершенствование системы разграничения полномочий, в том числе в сфере здравоохранения, а также проблемы в бюджетной сфере на местном уровне требуют как изменения системы распределения доходных источников между областным и местными бюджетами, так и совершенствования порядка распределения финансовой помощи местным бюджетам.

Планируемое принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает передачу полномочий по организации оказания медицинской помощи на территории муниципального района (городского округа) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) с муниципального на региональный уровень с 1 января 2011 года. Реализация этого мероприятия влечет существенные изменения расходных обязательств областного и местных бюджетов.

В сложившихся условиях главными целями региональной бюджетной политики в области межбюджетных отношений становятся приведение структуры распределения доходов в соответствие с расходными обязательствами, создание условий для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления Мурманской области, оздоровление муниципальных финансов.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

- перераспределение на областной уровень нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, ранее установленных Законом Мурманской области «О межбюджетных отношениях в Мурманской области» для зачисления в местные бюджеты, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- совершенствование системы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

- обеспечение заинтересованности органов местного самоуправления в расширении доходной базы, повышении собираемости налогов, повышении эффективности бюджетных расходов.

С 1 января 2011 года для всех муниципальных районов (городских округов) будет законодательно установлен единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, минимально предусмотренный статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Совершенствование системы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований будет осуществляться путем изменения схемы финансового обеспечения поселений и совершенствования порядка оценки доходного потенциала и расходных обязательств муниципальных образований.

Часть межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений планируется передавать в форме субсидии. Размер указанной субсидии будет определяться исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, что позволит учесть их доходные возможности и, таким образом, повысить эффективность выравнивания.

Муниципальные районы смогут осуществлять финансовое обеспечение поселений помимо существующего механизма через субвенции из областного бюджета также за счет направления в районные фонды финансовой поддержки поселений субсидии из областного бюджета. Создание таких фондов позволит повысить роль и самостоятельность муниципальных районов в управлении своими консолидированными бюджетами.  

В последнее время все более весомую роль в межбюджетных отношениях играют меры по стимулированию органов местного самоуправления к повышению качества управления финансами муниципальных образований. С этой целью предполагается осуществлять  распределение дотаций на поддержку муниципальных образований, осуществляющих эффективное управление муниципальными финансами, предусматривается как построение соответствующего рейтинга муниципальных образований, так и распределение дополнительных дотаций муниципальным образованиям, имеющим высокий показатель эффективности управления муниципальными финансами.

В целях повышения ответственности органов местного самоуправления за эффективное использование финансовой помощи, обеспечение безусловного и качественного исполнения закрепленных за ними обязательств предлагается заключение соглашений с муниципальными образованиями, предусматривающих меры по ненаращиванию кредиторской задолженности, ограничению необоснованного роста расходных обязательств, включая расходы на содержание органов местного самоуправления.

Существенным риском устойчивого исполнения местных бюджетов является повышение уровня долговой нагрузки муниципальных образований при недостатке собственных средств для финансирования необходимых расходов. Планируется проведение мониторинга долговой нагрузки муниципальных образований и устойчивости исполнения первоочередных расходов местных бюджетов. С муниципальными образованиями, имеющими высокую долговую нагрузку, предлагается заключать соглашения  о согласовании с Министерством финансов Мурманской области долговой политики муниципального образования.