Пространство возможного.
Во-первых, пространство возможных сценариев развития Мурманской области «рассечено» на два разнородных горизонта: комплексное освоение с опорой на развитую городскую систему «противостоит» вахтовому освоению «кладовых» Кольского полуострова и шельфа.
Перспективы освоения ресурсов арктической зоны (в терминах масштаба, интенсивности и сроков) остаются неопределенными, в т.ч. ввиду набирающего силу политического императива перехода к «постуглеродной» энергетике. Экстраполяция основных демографических и экономических трендов последних десятилетий и изменение «коридора» мировых цен на углеводороды и другие сырьевые ресурсы создали основание для повышенного интереса к арктической зоне. Однако уровень неопределенности в отношении перспектив Арктики как ресурсной базы будущего остается высоким ввиду возможных технологических (в энергетике и транспорте) и социальных (модели потребления) сдвигов, а также постепенно формирующегося глобального политического консенсуса по проблеме изменения климата.
Во-вторых, уже заявленные и начатые крупнейшие проекты - освоение Штокмановского месторождения и развитие МТУ - могут сдвигаться на более поздние периоды, а их состав - пересматриваться. Финансовое состояние корпораций, являющихся основными участниками обоих ключевых проектов, а также рентабельность проектов значительно зависят от состояния мировой экономики.
Освоение ресурсов арктической зоны будет осуществляться преимущественно на основе вахтового метода и опираться на т.н. «безлюдные» и «модульные» технологии(28). Сырьевые проекты все меньше требуют значительных трудовых ресурсов с постоянным размещением - вахта стала отраслевым стандартом. Проекты характеризуются высокой капиталоемкостью, модульностью, технологичностью и автоматизацией и формируют запрос на уникальный человеческий капитал. Это означает, что горизонт возможностей, основанный на сырьевых и транспортных мегапроектах как основном содержании развития, предполагает «угасание» густой системы населения, развернутой в Мурманской области в XX веке.
_________________________
(28) Под «безлюдными» технологиями понимаются таковые, предполагающие участие человека лишь в контроле и программировании автоматизированных операций управления технологическими процессами и устранении сбоев и технических неисправностей. «Модульный» характер современных больших технологических комплексов позволяет в заводских условиях (т.е. удаленно от строительной площадки) изготавливать легко интегрируемые секции, объединяющие конструктив, технологическое и вспомогательное оборудование. Монтаж на самой площадке осуществляется небольшими мобильными бригадами, а количество т.н. «влажных» строительных операций сведено к минимуму.
Возможности развития, связанные исключительно с вахтовым ресурсным освоением, предполагают лишь ограниченное участие Мурманской области в реализации повестки дня модернизации, которая ставит задачей формирование «общества и экономики знаний». Переход к новому качеству экономического роста, основанному на инновациях, знаниях и человеческом капитале, для преимущественно сырьевого и транзитного региона сам по себе представляется масштабной задачей, требующей не только усилий по созданию комфортных условий жизни и работы в регионе, прежде всего в его основных городских центрах, но и фундаментального пересмотра отношения к ресурсам территории и шельфа.
В случае сохранения и развития стационарной и полноценной городской системы речь идет о регионе как о «территории для жизни», которой свойственны обновленная, но старожильческая, по сути, система расселения и усложненная относительно сегодняшней ее версии структура экономики, тесно увязанная с современными городскими пространствами. Точкой отсчета по другую сторону линии являются сырьевые (на суше и шельфе) и транспортные мегапроекты, которые могут оказаться основным и единственным (помимо военно-стратегической функции) содержанием развития региона. В этом смысле разделяющая «линия» олицетворяет собой качество развития с множеством вытекающих из этого для каждого варианта развития последствий.
С другой стороны, очерчивается другое важнейшее «сценарное» условие развития Мурманской области: степень открытости и включенности региона в макрорегиональную «повестку дня» и разнообразные международные обмены и проекты сотрудничества в противовес политике сохранения «режимности» и «закрытости» по мере усиления его военно-стратегического значения.
Экологическая безопасность и устойчивый характер развития в силу трансрегионального характера самих ресурсов и технологий их освоения - основное условие реализации грядущих проектов. В случае активного вовлечения ресурсов шельфа арктических морей в хозяйственный оборот вопросы управления экологическими рисками и безопасностью в Арктике выйдут на принципиально новый уровень.
С другой стороны, ответ на вопрос «Как обеспечить устойчивость населения северных территорий и как преодолеть социально-гуманитарные проблемы Севера?» становится все более нетривиальным в современном мире. Появляются новые «правила игры» в привлечении «талантов» и удержании перспективной молодежи. Фундаментальные изменения в освоенческих моделях - проблематика, выходящая далеко за пределы Мурманской области. Комплекс проблем социально-гуманитарного плана, связанных со старением населения, отъездом молодого населения и «провинциализацией» северных территорий, постепенно нарастает. С ним сталкиваются как российские северные территории, так и северные зоны Скандинавии - это макрорегиональная проблема. От того, насколько структура экономики и городские пространства окажутся адекватны запросам новых поколений, а Мурманск приобретет элементы «столичности» и «центра», будут зависеть возможности Мурманской области удерживать активную и перспективную молодежь и привлекать таланты извне, т.е. создавать «человеческую» основу будущего развития.
Военно-стратегическое значение Мурманской области как места основного базирования и обслуживания Северного флота ВМФ России в результате модернизации Вооруженных Сил будет повышаться. Мурманская область остается наиболее удобным форпостом для базирования одного из двух основных флотов ВМС РФ. Модернизация и следующий этап развития Вооруженных Сил означает долгосрочные и значительные вложения в основную базу флота, современную инфраструктуру, кадры. Это обстоятельство создает вероятность постепенного, пусть и ограниченного, восстановления или укрепления «изоляционистского» режима секретности и ограниченности доступа на территорию.
В этих границах сформированы четыре вероятных сценария развития Мурманской области, основное назначение которых - сформировать пространство обсуждения и обдумывания важных стратегических решений, наметить коренные различия между сценариями. Оценка сценариев также позволяет выявить целевой и желаемый в свете долгосрочного курса на модернизацию страны и переход к новой модели экономического роста ход развития событий.
Рис. 6.1. Сценарии развития Мурманской области
Табл. 6.1. Структура сценариев развития Мурманской области.
Ключевые параметры сценария | Базовый процесс | Ключевые сектора экономики | Динамика численности населения и система расселения | Соотношение промышленного производства(29) и других видов экономической деятельности (% от ВРП) |
«Кладовая» - стратегический запас (прогноз по данному сценарию не просчитывался) | ||||
1. Освоение ресурсов на основе вахтового метода | Освоение ресурсов в изоляционистском режиме, углубление «провинциальности» | Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт) | Быстрое сокращение населения области и Мурманска, консервация и сжатие системы расселения в силу «обезлюдения» технологий и по мере истощения ресурсов | 60/40 |
Терминал и «База флота» | ||||
1. Активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы | Мобилизационная (изоляционистская) реиндустриализация, редуцированная модернизация (c приоритетом «стратегических» секторов), углубление «провинциальности» | Порт и база флота, шельфовые проекты, судоремонт и ГПК, наука, рыба, редуцированная городская экономика (платные услуги и бюджетная сеть) | Сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения при стабилизации и сохранении поселениями «стратегической функции» | 50 / 50 |
«Мировые ресурсы» | ||||
1. Освоение ресурсов на основе вахтового метода | Реализация стратегических проектов с широким участием иностранных партнеров, сохранение «провинциальности» | Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт), рыбный комплекс, туризм | Сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения в силу обезлюдения технологий и по мере истощения ресурсов | 55 / 45 |
«Стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации» | ||||
1. Активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы | Мощный рывок развития городов, приобретение Мурманском статуса стратегического центра Арктической зоны Российской Федерации, преодоление «провинциальности», комплексная реиндустриализация и модернизация на принципах устойчивого развития | Городская экономика (HORECA, развлечения, сложные деловые услуги, реклама, PR, деловой туризм, конгрессы, экономика столичной функции в Мурманске), стратегические проекты и кластеры «вокруг» них (морская деятельность, горно-металлургический и горно-химический кластеры, транспортно-логистический кластер), а также рыбопромышленный и аквакультурный кластер, туристический кластер | Сокращение населения области и рост населения Мурманска. Сохранение матрицы системы расселения при глубокой модернизации ее сути. Стирается граница между постоянным и временным населением. «Новое население» и новые инфраструктуры | 45 / 55 |
Сценарий «Кладовая - стратегический запас» является пессимистичным вариантом развития террито
рии. Региональная экономика преимущественно базируется на использовании природных ресурсов, а горнопромышленный комплекс остается ведущим в ее структуре. Освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа развивается медленными темпами в силу совокупности неблагоприятных экономических и политических факторов. Специализация на выпуске сырья и экспорте продукции с низкой добавленной стоимостью усиливает зависимость социально-экономической ситуации области от конъюнктуры на товарно-сырьевых мировых рынках. В энергетическом комплексе осуществляются проекты по реконструкции и наращиванию существующих генерирующих мощностей, продлению срока эксплуатации энергоблоков Кольской АЭС. В рыбной промышленности сохраняются тенденции выпуска продукции, не прошедшей глубокой переработки.
Транспортный комплекс, как и инфраструктура региона в целом, ориентированы на обслуживание добывающих отраслей и развиваются умеренными темпами. Практически не происходит создания новых видов экономической деятельности, в том числе развития туристического сектора. Происходит быстрое сокращение населения области, сжатие системы расселения в силу «обезлюдивания» и по мере истощения ресурсов. В структуре ВРП основную долю, более 60%, занимает промышленное производство.
Сценарий Терминал и «База флота» (умеренно-пессимистичный) предполагает стратегию комплексного освоения с опорой на развитые городские системы с сохранением «закрытости» территории. Ключевыми секторами экономики остаются традиционные для области отрасли с преобладанием транспортного сектора. Одной из основных функций региона является военно-стратегическая. Происходит сокращение населения и сжатие системы расселения, за исключением «закрытых» поселений. Проводится модернизация в редуцированном виде, затрагивающая только стратегические секторы экономики. В рыболовстве существуют риски потери части объемов вылова водных биоресурсов в связи с низкими темпами обновления рыболовного флота. Развития городов на новой инфраструктурной основе не происходит. В структуре ВРП равные доли (по 50%) занимают промышленное производство и иные виды экономической деятельности.
Сценарий «Мировые ресурсы» (умеренно-оптимистичный) предусматривает реализацию стратегических и приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с заявленными сроками. Освоение ресурсов шельфа происходит в большей степени на основе вахтового метода. Реализация проектов осуществляется с широким участием иностранных партнеров. Активно формируется открытое для международных обменов пространство, развивается туризм, в полном объеме используется транзитный потенциал Северного морского пути, чему способствует обновление атомного ледокольного флота. Рыбодобывающий комплекс проходит модернизацию, развивается аквакультура. Численность населения области сокращается, но более медленными темпами, чем в предыдущем варианте. Происходит постепенное сжатие системы расселения. В структуре ВРП на фоне высоких темпов роста в добыче топливно-энергетических ресурсов и нефтепереработки (новых видов экономической деятельности региона) и слабого развития городских секторов экономики, превалирует сектор промышленности.
Сценарий «Мировые ресурсы» является базовым сценарием развития региона и в высокой степени вероятным. Его реализация возможна ввиду недооценки возможностей, которые приносят с собой стратегические проекты, а также неиспользования перспектив складывания полноценного трансграничного экономического и культурного макрорегиона в Арктике.
Сценарий «Стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации» является наиболее амбициозным и одновременно в полной мере соответствует модернизационной повестке дня и приоритетам России в отношении Арктики. Принятие Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» и значительные изменения федерального и регионального законодательства в области налогового и таможенного стимулирования хозяйственной деятельности в Арктике и социальной поддержки граждан будут способствовать не только расширению инвестиционных возможностей региона, но и снижению риска возникновения проблем социального и экономического воспроизводства, связанных с сырьевой ориентацией региона, формированию благоприятной среды для развития бизнеса при одновременном значительном улучшении показателей уровня жизни населения.
С целью мультипликации позитивных импульсов, которые заложены в мегапроектах, происходит формирование региональных кластеров в сфере транспорта, промышленности, рыбной отрасли и туризма.
Мурманск приобретает функции «столичности» Арктического макрорегиона, что будет способствовать повышению имиджевой оценки, расширению границ межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества, а также повышению интереса к региону как центру сосредоточения арктических инициатив. Происходит развитие городов и активное формирование «городских» секторов экономики (индустрии развлечений, дизайна, сложных деловых услуг, туризма, креативного обустройства городской среды) как базового сектора занятости и «окна возможностей» для самореализации. В целом по области численность населения сокращается при росте населения Мурманска. В структуре ВРП на фоне активной реализации масштабных промышленных и транспортных проектов значительную долю занимает сектор услуг.
Этот сценарий является оптимистичным и принят как целевой.