Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года(с изменениями на 23 декабря 2011 года)

6. Сценарии

     
     Пространство возможного.

Во-первых, пространство возможных сценариев развития Мурманской области «рассечено» на два разнородных горизонта: комплексное освоение с опорой на развитую городскую систему «противостоит» вахтовому освоению «кладовых» Кольского полуострова и шельфа.

Перспективы освоения ресурсов арктической зоны (в терминах масштаба, интенсивности и сроков) остаются неопределенными, в т.ч. ввиду набирающего силу политического императива перехода к «постуглеродной» энергетике. Экстраполяция основных демографических и экономических трендов последних десятилетий и изменение «коридора» мировых цен на углеводороды и другие сырьевые ресурсы создали основание для повышенного интереса к арктической зоне. Однако уровень неопределенности в отношении перспектив Арктики как ресурсной базы будущего остается высоким ввиду возможных технологических (в энергетике и транспорте) и социальных (модели потребления) сдвигов, а также постепенно формирующегося глобального политического консенсуса по проблеме изменения климата.

Во-вторых, уже заявленные и начатые крупнейшие проекты - освоение Штокмановского месторождения и развитие МТУ - могут сдвигаться на более поздние периоды, а их состав - пересматриваться. Финансовое состояние корпораций, являющихся основными участниками обоих ключевых проектов, а также рентабельность проектов значительно зависят от состояния мировой экономики.

Освоение ресурсов арктической зоны будет осуществляться преимущественно на основе вахтового метода и опираться на т.н. «безлюдные» и «модульные» технологии(28). Сырьевые проекты все меньше требуют значительных трудовых ресурсов с постоянным размещением - вахта стала отраслевым стандартом. Проекты характеризуются высокой капиталоемкостью, модульностью, технологичностью и автоматизацией и формируют запрос на уникальный человеческий капитал. Это означает, что горизонт возможностей, основанный на сырьевых и транспортных мегапроектах как основном содержании развития, предполагает «угасание» густой системы населения, развернутой в Мурманской области в XX веке.

_________________________

(28) Под «безлюдными» технологиями понимаются таковые, предполагающие участие человека лишь в контроле и программировании автоматизированных операций управления технологическими процессами и устранении сбоев и технических неисправностей. «Модульный» характер современных больших технологических комплексов позволяет в заводских условиях (т.е. удаленно от строительной площадки) изготавливать легко интегрируемые секции, объединяющие конструктив, технологическое и вспомогательное оборудование. Монтаж на самой площадке осуществляется небольшими мобильными бригадами, а количество т.н. «влажных» строительных операций сведено к минимуму.

Возможности развития, связанные исключительно с вахтовым ресурсным освоением, предполагают лишь ограниченное участие Мурманской области в реализации повестки дня модернизации, которая ставит задачей формирование «общества и экономики знаний». Переход к новому качеству экономического роста, основанному на инновациях, знаниях и человеческом капитале, для преимущественно сырьевого и транзитного региона сам по себе представляется масштабной задачей, требующей не только усилий по созданию комфортных условий жизни и работы в регионе, прежде всего в его основных городских центрах, но и фундаментального пересмотра отношения к ресурсам территории и шельфа.

В случае сохранения и развития стационарной и полноценной городской системы речь идет о регионе как о «территории для жизни», которой свойственны обновленная, но старожильческая, по сути, система расселения и усложненная относительно сегодняшней ее версии структура экономики, тесно увязанная с современными городскими пространствами. Точкой отсчета по другую сторону линии являются сырьевые (на суше и шельфе) и транспортные мегапроекты, которые могут оказаться основным и единственным (помимо военно-стратегической функции) содержанием развития региона. В этом смысле разделяющая «линия» олицетворяет собой качество развития с множеством вытекающих из этого для каждого варианта развития последствий.

С другой стороны, очерчивается другое важнейшее «сценарное» условие развития Мурманской области: степень открытости и включенности региона в макрорегиональную «повестку дня» и разнообразные международные обмены и проекты сотрудничества в противовес политике сохранения «режимности» и «закрытости» по мере усиления его военно-стратегического значения.

Экологическая безопасность и устойчивый характер развития  в силу трансрегионального характера самих ресурсов и технологий их освоения - основное условие реализации грядущих проектов. В случае активного вовлечения ресурсов шельфа арктических морей в хозяйственный оборот вопросы управления экологическими рисками и безопасностью в Арктике выйдут на принципиально новый уровень.

С другой стороны, ответ на вопрос «Как обеспечить устойчивость населения северных территорий и как преодолеть социально-гуманитарные проблемы Севера?» становится все более нетривиальным в современном мире. Появляются новые «правила игры» в привлечении «талантов» и удержании перспективной молодежи. Фундаментальные изменения в освоенческих моделях - проблематика, выходящая далеко за пределы Мурманской области. Комплекс проблем социально-гуманитарного плана, связанных со старением населения, отъездом молодого населения и «провинциализацией» северных территорий, постепенно нарастает. С ним сталкиваются как российские северные территории, так и северные зоны Скандинавии - это макрорегиональная проблема. От того, насколько структура экономики и городские пространства окажутся адекватны запросам новых поколений, а Мурманск приобретет элементы «столичности» и «центра», будут зависеть возможности Мурманской области удерживать активную и перспективную молодежь и привлекать таланты извне, т.е. создавать «человеческую» основу будущего развития.

Военно-стратегическое значение Мурманской области как места основного базирования и обслуживания Северного флота ВМФ России в результате модернизации Вооруженных Сил будет повышаться. Мурманская область остается наиболее удобным форпостом для базирования одного из двух основных флотов ВМС РФ. Модернизация и следующий этап развития Вооруженных Сил означает долгосрочные и значительные вложения в основную базу флота, современную инфраструктуру, кадры. Это обстоятельство создает вероятность постепенного, пусть и ограниченного, восстановления или укрепления «изоляционистского» режима секретности и ограниченности доступа на территорию.

В этих границах сформированы четыре вероятных сценария развития Мурманской области, основное назначение которых - сформировать пространство обсуждения и обдумывания важных стратегических решений, наметить коренные различия между сценариями. Оценка сценариев также позволяет выявить целевой и желаемый в свете долгосрочного курса на модернизацию страны и переход к новой модели экономического роста ход развития событий.

     
     Рис. 6.1. Сценарии развития Мурманской области


     


     Табл. 6.1. Структура сценариев развития Мурманской области.

Ключевые параметры сценария  

Базовый процесс  

Ключевые сектора экономики  

Динамика численности населения и система расселения  

Соотношение промышленного производства(29) и других видов экономической деятельности (% от ВРП)

«Кладовая» - стратегический запас (прогноз по данному сценарию не просчитывался)  

1. Освоение ресурсов на основе вахтового метода   
_________________________
(29) Промышленное производство за исключением вида экономической деятельности D «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

2. «Закрытая» территория

Освоение ресурсов в изоляционистском режиме, углубление «провинциальности»  

Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт)  

Быстрое сокращение населения области и Мурманска, консервация  и сжатие системы расселения в силу «обезлюдения» технологий и по мере истощения ресурсов  

60/40  

Терминал и «База флота»  

1. Активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы                      
2. «Закрытая» территория  

Мобилизационная  (изоляционистская) реиндустриализация, редуцированная модернизация (c приоритетом «стратегических» секторов), углубление «провинциальности»

Порт и база флота, шельфовые проекты, судоремонт и ГПК, наука, рыба, редуцированная городская экономика (платные услуги и бюджетная сеть)  

Сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения при стабилизации и сохранении поселениями «стратегической функции»  

50 / 50  

«Мировые ресурсы»  

1. Освоение ресурсов на основе вахтового метода  
2. Открытое для международных обменов пространство  

Реализация стратегических проектов с широким участием иностранных партнеров, сохранение «провинциальности»  

Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт), рыбный комплекс, туризм  

Сокращение населения области и Мурманска,   сжатие системы расселения в силу обезлюдения технологий и по мере истощения ресурсов

55 / 45  

«Стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации»  

1. Активная стратегия комплексного освоения с опорой на развитые городские системы                     
2. Открытое для международных обменов пространство  

Мощный рывок  развития городов, приобретение Мурманском статуса стратегического центра Арктической зоны Российской Федерации, преодоление «провинциальности», комплексная реиндустриализация и модернизация на принципах устойчивого развития  

Городская экономика (HORECA, развлечения, сложные деловые услуги, реклама, PR, деловой туризм, конгрессы,  экономика столичной функции в Мурманске), стратегические проекты и кластеры «вокруг» них (морская деятельность, горно-металлургический и горно-химический кластеры, транспортно-логистический кластер), а также рыбопромышленный и аквакультурный кластер, туристический кластер

Сокращение населения области и рост населения Мурманска. Сохранение матрицы системы расселения при глубокой модернизации ее сути. Стирается граница между постоянным и временным населением. «Новое население» и новые инфраструктуры  

45 / 55  


Сценарий «Кладовая - стратегический запас» является пессимистичным вариантом развития террито

рии. Региональная экономика преимущественно базируется на использовании природных ресурсов, а горнопромышленный комплекс остается ведущим в ее структуре. Освоение нефтегазовых месторождений арктического шельфа развивается медленными темпами в силу совокупности неблагоприятных экономических и политических факторов. Специализация на выпуске сырья и экспорте продукции с низкой добавленной стоимостью усиливает зависимость социально-экономической ситуации области от конъюнктуры на товарно-сырьевых мировых рынках. В энергетическом комплексе осуществляются проекты по реконструкции и наращиванию существующих генерирующих мощностей, продлению срока эксплуатации энергоблоков Кольской АЭС. В рыбной промышленности сохраняются тенденции выпуска продукции, не прошедшей глубокой переработки.

     Транспортный комплекс, как и инфраструктура региона в целом, ориентированы на обслуживание добывающих отраслей и развиваются умеренными темпами. Практически не происходит создания новых видов экономической деятельности, в том числе развития туристического сектора. Происходит быстрое сокращение населения области, сжатие системы расселения в силу «обезлюдивания» и по мере истощения ресурсов. В структуре ВРП основную долю, более 60%, занимает промышленное производство.

Сценарий Терминал и «База флота» (умеренно-пессимистичный) предполагает стратегию комплексного освоения с опорой на развитые городские системы с сохранением «закрытости» территории. Ключевыми секторами экономики остаются традиционные для области отрасли с преобладанием транспортного сектора. Одной из основных функций региона является военно-стратегическая. Происходит сокращение населения и сжатие системы расселения, за исключением «закрытых» поселений. Проводится модернизация в редуцированном виде,  затрагивающая только стратегические секторы экономики. В рыболовстве существуют риски потери части объемов вылова водных биоресурсов в связи с низкими темпами обновления рыболовного флота. Развития городов на новой инфраструктурной основе не происходит. В структуре ВРП равные доли (по 50%) занимают промышленное производство и иные виды экономической деятельности.

Сценарий «Мировые ресурсы» (умеренно-оптимистичный) предусматривает реализацию стратегических и приоритетных инвестиционных проектов в соответствии с заявленными сроками. Освоение ресурсов шельфа происходит в большей степени на основе вахтового метода. Реализация проектов осуществляется с широким участием иностранных партнеров. Активно формируется открытое для международных обменов пространство, развивается туризм, в полном объеме используется транзитный потенциал Северного морского пути, чему способствует обновление атомного ледокольного флота. Рыбодобывающий комплекс проходит модернизацию, развивается аквакультура. Численность населения области сокращается, но более медленными темпами, чем в предыдущем варианте. Происходит постепенное сжатие системы расселения. В структуре ВРП на фоне высоких темпов роста в добыче топливно-энергетических ресурсов и нефтепереработки (новых видов экономической деятельности региона) и слабого развития городских секторов экономики, превалирует сектор промышленности.

Сценарий «Мировые ресурсы» является базовым сценарием развития региона и в высокой степени вероятным. Его реализация возможна ввиду недооценки возможностей, которые приносят с собой стратегические проекты, а также неиспользования перспектив складывания полноценного трансграничного экономического и культурного макрорегиона в Арктике.   

Сценарий «Стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации» является наиболее амбициозным и одновременно в полной мере соответствует модернизационной повестке дня и приоритетам России в отношении Арктики. Принятие Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» и значительные изменения федерального и регионального законодательства в области налогового и таможенного стимулирования  хозяйственной деятельности в Арктике  и социальной поддержки граждан будут способствовать не только расширению инвестиционных возможностей региона, но и снижению риска возникновения проблем социального и экономического воспроизводства, связанных с сырьевой ориентацией региона, формированию благоприятной среды для развития бизнеса при одновременном значительном улучшении показателей уровня жизни населения.

С целью мультипликации позитивных импульсов, которые заложены в мегапроектах, происходит формирование региональных кластеров в сфере транспорта, промышленности, рыбной отрасли  и туризма.

Мурманск приобретает функции «столичности» Арктического макрорегиона, что будет способствовать повышению имиджевой оценки, расширению границ межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества, а также повышению интереса к региону как центру сосредоточения арктических инициатив. Происходит развитие городов и активное формирование «городских» секторов экономики (индустрии развлечений, дизайна, сложных деловых услуг, туризма, креативного обустройства городской среды) как базового сектора занятости и «окна возможностей» для самореализации. В целом по области численность населения сокращается при росте населения Мурманска. В структуре ВРП на фоне активной реализации масштабных промышленных и транспортных проектов значительную долю занимает сектор услуг.

Этот сценарий является оптимистичным и принят как целевой.