4.1. Арктика вновь на повестке дня
Исследование и освоение Арктики вновь на повестке дня - теперь главным образом благодаря ресурсам шельфа и прилегающих территорий. Российская арктическая повестка дня и формат Баренц-региона как основная рамка международного взаимодействия.
Численность населения Земли 7 млрд. чел. В следующие 40 лет ожидается прирост численности на 2,3 млрд. чел., таким образом, она составит более 9 млрд. чел. В настоящее время более 4 млрд. жителей Земли испытывают дефицит в одном или более из жизненно необходимых ресурсов. Индустриализация Китая и Индии и прогнозируемый взрывной рост населения планеты ведут к тому, что к 2050 г. (в оптимистичном сценарии) глобальная потребность в энергии удвоится. Результатом этих тенденций и ожиданий их дальнейшего развертывания стал затяжной виток сырьевого суперцикла - глобальный рост спроса практически на все природные ресурсы и перспектива его ещё большего увеличения.
В связи с тем, что мировая энергетика и транспорт трансформируются медленно и, по большинству оценок, к 2050 г. углеводороды останутся в числе основных источников энергии, а материальная среда будет формироваться на основе ископаемых металлов и химических соединений, активность человека в освоении ресурсов планеты радикально возрастает - в ареалы освоения включаются шельфы морей, труднодоступные заполярные районы, океанические ресурсы эксплуатируются все более и более интенсивно. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике(24) предполагают превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. Возможность расширения границ арктических владений РФ, осуществляемого в соответствии с требованиями международного права, является неотъемлемой частью российского видения Арктики.
_________________________
(24) «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу».
Если предыдущий этап экономического освоения Арктики был главным образом связан с ресурсами континента, расположенными за полярным кругом (никель, нефть и другие), то новая волна освоения арктических широт предполагает промышленное освоение ресурсов шельфа, а значит, сопряжена с принципиально новыми и более масштабными вызовами устойчивого развития, которые подразумевают адекватный учет экологических рисков, обусловленных изменениями климата, антропогенными разрушениями экосистем и усилением этих тенденций при более интенсивной эксплуатации ресурсов. Кроме того, освоение шельфа будет вестись на принципиально новой, практически «безлюдной» технологической платформе.
Вставка
Экология и вызовы устойчивого развития в российской повестке дня в Арктике
Российская Федерация приняла ряд стратегических документов, фиксирующих необходимость политического ответа на указанные неопределенности, в том числе применительно к Арктической зоне РФ. В частности:
1. Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации фиксирует масштабность антропогенного воздействия на все экосистемы, имеющего глобальный характер. Применительно к Мурманскому региону негативные последствия этого воздействия выражаются в том, что из 30 экологических приоритетных «горячих точек», выявленных в Арктической зоне РФ, 10 находятся в Мурманской области(25). Документ исходит из принципов устойчивого развития, в частности, необходимости сохранения и защиты природной среды Арктики, ликвидации негативных экологических последствий хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
_________________________
(25) К приоритетным экологическим «горячим точкам» относятся (в порядке убывания негативного воздействия на окружающую среду): Никель, Заполярный, Мончегорск, Мурманск, Кольский залив, Кировск, Кандалакшский залив, Оленегорск, Кола, Кандалакша. См. Стратегическая программа действий по охране окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации. М., 2009.
2. Климатическая доктрина РФ фиксирует: во-первых, глобальный характер интересов России в отношении изменений климата и их последствий; во-вторых, направления работ в отношении климатических изменений и их социально-экономических последствий в регионах России. Позиция России заключается в необходимости активных действий по изучению и мониторингу изменений климата, предотвращению и минимизации их негативных последствий и адаптации человеческой деятельности к новым условиям, в том числе реализации возникающих возможностей и преимуществ. В частности, одними из возможных видимых последствий климатических изменений для Мурманской области являются сокращение расходов энергии в отопительный период и улучшение ледовой обстановки, а следовательно, улучшение условий транспортировки грузов в арктических морях и облегчение доступа к арктическим шельфам.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, учитывающие требования двух вышеуказанных документов, исходят из необходимости реализации российских интересов в Арктике и императива перехода к устойчивому развитию как необходимому условию любых освоенческих усилий. Несмотря на хрупкость арктических экосистем, Арктическая зона РФ должна превратиться в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. Возможности расширения границ арктических владений РФ (осуществляемого в соответствии с требованиями международного права) являются неотъемлемой частью российского видения Арктики.
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
Главное последствие мирового финансово-экономического кризиса для России - разворот сырьевого суперцикла. Этот разворот одновременно проблематизировал значительную часть проектов развития, запущенных или намеченных на предыдущем шаге, и подтвердил (актуализировал) верность курса на технологический и инновационный рост экономики, снижение зависимости от сырьевого сектора и, в конечном итоге, коренную модернизацию общества и хозяйства.
Рис. 4.1. Разворот сырьевого суперцикла - ценовой (доходный) шок
.
Долгосрочные стратегические последствия мирового финансово-экономического кризиса для России:
1. Коррекция «повышательного» тренда мировых цен на углеводороды и неопределенность энергетических рынков в целом, связанная с проблемами спроса и политическими акцентами в пользу т.н. безуглеродной (CO2-free или CO2-нейтральной) энергетики. Для компаний сырьевого сектора возникли бюджетные ограничения и новые условия для принятия инвестиционных решений.
2. Доходная составляющая федерального бюджета сократилась при практически неизменных и порой расширяющихся социальных обязательствах. Бюджет вновь стал дефицитным, сохранив социальную направленность, масштабные «проекты развития», связанные с большими капитальными затратами, отошли на второй план.
3. Принята новая модернизационная повестка дня развития РФ, предполагающая не только обновление материальной базы хозяйства (за счет инвестиций на уровне не ниже 30 % от ВВП) и достижение лидерства в отдельных важных высокотехнологичных секторах мировой экономики (атомная отрасль, авиакосмический сектор, медицина и индустрия здоровья, ИКТ и образование), но также и модернизацию общества в целом. Фактически принятая Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. (КДР) была дополнительно актуализирована изменившимися внешними условиями.
В результате:
- во-первых, корректируются сроки и, возможно, состав двух ключевых для Мурманской области инвестиционных проектов: комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения и комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Они корректируются как по причине изменения финансового положения основных участников - корпораций и государства, так и в связи с необходимостью отказа от исключительно сырьевого характера развития России;
- во-вторых, в условиях снижения доходной составляющей бюджетов всех уровней и роста рисков на рынке труда возникают дополнительные вызовы, связанные с возможной утратой достижений последних лет и общей стабильности в социальной сфере;
- в-третьих, комплексная и глубокая модернизация страны предполагает значительно большие акценты на развитие рынков, внутренней экономики, инноваций, создание возможностей самореализации и раскрытия человеческого потенциала на местах, т.е. в регионах. Новое качество жизни (в т.ч. города) и обновление как таковое становятся важнейшими темами региональной повестки дня.
Вставка
Цели и задачи социально-экономического развития РФ в рамках КДР- 2020
1. Высокие стандарты благосостояния человека:
- уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. достигнет показателей, характерных для развитых экономик (обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долл. США в 2007 г. до 30 тыс. долл. США в 2020 г.);
- охват высшим и средним профессиональным образованием населения вырастет с 50 % в 2007 г. до 60-70 % в 2020 г.;
- средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 г. около 30 кв. м на человека (в 2007 г. - 21,5);
- доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 % в 2007 г. до 14 % в 2020 г.;
- уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.
2. Социальное благополучие и согласие:
- общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам;
- снижение социальной поляризации за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов;
- доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.
3. Экономика лидерства и инноваций:
- российская экономика останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья;
- конкурентоспособная экономика знаний и высоких технологий;
- доля России на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5-7 и более секторах достигнет 5-10 %;
- условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики.
4. Сбалансированное пространственное развитие:
- формирование новых территориальных центров роста в районах освоения новых сырьевых ресурсов и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России;
- снижение масштабов регионального неравенства;
- разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
5. Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне:
- лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве;
- один из центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра);
- сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.
6. Институты экономической свободы и справедливости:
-гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения;
- расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.
7. Безопасность граждан и общества:
- высокий уровень национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран).
Решение поставленных задач позволит российской экономике перейти от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Качественные и количественные характеристики инновационного развития:
1. Модернизация традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 г. остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта;
2. Превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3-5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6-1,8 раза.
3. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 % (в 2007 г. - 8,5 %), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35 % (в 2007 г. - 5,5 %).
4.Формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий(26), которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами:
_________________________
(26) Сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения.
- доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17-20 % (в 2007 г. - 10-11 %);
- внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5-3 % ВВП в 2020 г. (в 2007 г. - 1,1 % ВВП) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5-7 % ВВП в 2020 г. (в 2007 г. - 4,8 %), на здравоохранение - 6,7-7 % ВВП в 2020 г. (в 2007 г. - 4,2 %), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала.
4.3. Перестройка и модернизация ВМФ России в рамках военной реформы
Военная реформа была анонсирована 14 октября 2008 г. на заседании коллегии Министерства обороны РФ. В ее основе лежат:
- оснащение современным вооружением в рамках госпрограммы на 2007-2015 гг.;