Стратегия социально-экономического развития Мурманской области является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого и культурного потенциала. Она фиксирует согласованные позиции таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), общество, бизнес и наука, по поводу планов развития и является руководством к действию региональных органов исполнительной власти (РОИВ).
В своих действиях, связанных с управлением социально-экономическим развитием региона, органы власти Мурманской области ориентируются на видение и опираются на понимание миссии РОИВ.
7.1. Миссия РОИВ
Миссия (главная стратегическая цель) органов государственной власти Мурманской области состоит в обеспечении высокого качества жизни населения региона, что предполагает создание широких возможностей для развития человеческого капитала и самореализации, а также благоприятных условий (в пределах полномочий региона) для выполнения всего спектра военно-стратегических, исследовательских, освоенческих и экономических задач России в Арктическом макрорегионе и бассейне Северной Атлантики.
Основой для реализации такой амбициозной миссии послужит устойчивый как в темпах динамики ВРП, так и в части рачительного характера природопользования и освоения территории экономический рост с новым качеством, т.е. рост, связанный с расширенным использованием человеческого потенциала территории, талантов жителей и вновь прибывающих в регион людей, с восстановлением в новом качестве разнообразной и более сбалансированной структуры экономики, включающей в себя высокотехнологичные и так называемые «знаниевые» сектора. В значительной степени его динамика и направленность будут связаны с успехами в оптимизации, модернизации и развитии социальной и инженерной инфраструктуры региона.
Новое качество экономического роста предполагает повышенное внимание к расширению и развитию человеческого капитала Мурманской области, а значит, к созданию привлекательных условий для жизни и работы, модернизации городов и развитию «небазовых» секторов экономики, расширяющих спектр возможностей самореализации для молодых поколений.
Расширенное международное сотрудничество, открытость и актуализированная российская повестка дня по проблематике развития Арктики являются важными условиями успешной реализации миссии и достижения видения.
Основными тактическими целями, стоящими перед РОИВ, по достижению стратегической цели являются:
Табл. 7.1. Тактические цели, стоящие перед РОИВ
Миссия (Стратегическая цель) | № | Направление | Тактическая цель |
Обеспечение высокого качества жизни населения региона | 1. | Развитие и повышение качества человеческого капитала | 1. Формирование здорового образа жизни населения региона и развитие спорта |
2. | Развитие гражданского общества | 1. Создание условий для развития гражданского общества | |
3. | Обеспечение благоприятной окружающей среды для населения региона | 1. Обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды | |
4. | Повышение безопасности населения региона | 1. Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма | |
5. | Обеспечение комфортных условий проживания и транспортного обслуживания населения региона | 1. Обеспечение населения региона качественным, комфортным и доступным жильем | |
6. | Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера | 1. Поддержка и развитие общинных форм хозяйствования и самозанятости коренных малочисленных народов Севера Мурманской области, сохранение их культурного наследия, традиций и обычаев | |
7. | Обеспечение устойчивого экономического роста | 1. Повышение конкурентоспособности экономики региона | |
8. | Повышение эффективности государственного управления | 1. Повышение эффективности управления государственным имуществом |
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
К 2025 году:
1. Город Мурманск, пользуясь преимуществами своего положения и масштаба, благодаря повышению общей открытости России в отношении международных контактов, сотрудничества и взаимодействия станет главным научным, кадровым, культурным и деловым центром Арктики.
2. Опираясь на выгоды географического положения, унаследованную с советских времен инфраструктуру и значительный кадровый потенциал, Мурманская область представляет собой главный форпост России в Арктическом макрорегионе и Северной Атлантике, сосредоточив на своей территории:
- базу Северного флота ВМФ РФ, обеспечивающего военно-стратегическое превосходство России в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике;
- систему технологических портов, комплексов снабжения и переработки и узел логистики под проекты добычи углеводородов на шельфе арктических морей с учетом близости к богатому ресурсами шельфу Баренцева моря;
- крупнейший незамерзающий глубоководный порт России, имеющий прямой доступ к океанским маршрутам, круглогодичный характер безледокольной навигации, обеспечивающийся теплым течением Гольфстрим;
- базу атомного ледокольного флота, обеспечивающего безопасное мореплавание судов в Арктике;
- основной в европейской части России центр пользования океаническими биоресурсами;
- центр исследований и обеспечения безопасности в Арктике.
3. Освоение природных ресурсов территории, океана и прилегающего шельфа северных морей составляет основу развития Мурманской области, но имманентно предполагает:
- во-первых, устойчивый характер, т.е. не ведущий к непоправимым экологическим последствиям и не создающий угроз благополучию следующих поколений. Облик региональной экономики будут определять горно-металлургический сектор, перешедший на передовую технологическую платформу, позволяющую снизить нагрузку на экосистемы и делающую само производство практически «безлюдным»; добыча океанических биоресурсов, в значительной мере переключившаяся на искусственное разведение рыбы; поиск и добыча углеводородных ресурсов на шельфе арктических морей, осуществляемые с соблюдением жесточайших требований экологической безопасности;
- во-вторых, знаниевая и технологическая компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные технологические кластеры (по таким направлениям, как морские технологии добычи и снабжения удаленных технологических объектов, технологии газохимии, рыборазведения и рыбоперереработки, технологии горной добычи, рекультивации и восстановления экосистем и проч.) и рабочие места так называемой «экономики знаний».
Природа, ландшафты и уникальные климатические ресурсы региона будут включены в систему хозяйствования за счет создания и продвижения комплекса эко- и спортивно-туристических продуктов, способных привлечь внимание мировых рынков.
4. Грань между «постоянным» и «временным» населением будет стираться как в том, что касается потребностей и нагрузок на инфраструктуру, так и в отношении значимости этих категорий для освоения и экономической деятельности. В целом число жителей Мурманской области стабилизируется, но будет характеризоваться гораздо большей (по сравнению со средней полосой России) мобильностью - его состав будет постоянно обновляться, находиться в движении под воздействием образовательной миграции молодежи и заездов специалистов в связи с реализацией проектов. Эта мобильность также обусловлена тяжелыми климатическими условиями и необходима с точки зрения сбережения здоровья.