Недействующий

О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года(с изменениями на 23 декабря 2011 года)

7. Миссия, цели органов власти и видение Мурманской области

    

Стратегия социально-экономического развития Мурманской области является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого и культурного потенциала. Она фиксирует согласованные позиции таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), общество, бизнес и наука, по поводу планов развития и является руководством к действию региональных органов исполнительной власти (РОИВ).

В своих действиях, связанных с управлением социально-экономическим развитием региона, органы власти Мурманской области ориентируются на  видение и опираются на понимание миссии РОИВ.

     
     7.1. Миссия РОИВ


Миссия (главная стратегическая цель) органов государственной власти Мурманской области состоит в обеспечении высокого качества жизни населения региона, что предполагает создание широких возможностей для развития человеческого капитала и самореализации, а также  благоприятных условий (в пределах полномочий региона) для выполнения всего спектра военно-стратегических, исследовательских, освоенческих и экономических задач России в Арктическом макрорегионе и бассейне Северной Атлантики.

Основой для реализации такой амбициозной миссии послужит устойчивый как в темпах динамики ВРП, так и в части рачительного характера природопользования и освоения территории  экономический рост с новым качеством, т.е. рост, связанный с расширенным использованием человеческого потенциала территории, талантов жителей и вновь прибывающих в регион людей, с восстановлением в новом качестве разнообразной и более сбалансированной структуры экономики, включающей в себя высокотехнологичные и так называемые «знаниевые» сектора. В значительной степени его динамика и направленность будут связаны с успехами в оптимизации, модернизации и развитии социальной и инженерной инфраструктуры региона.

Новое качество экономического роста предполагает повышенное внимание к расширению и развитию человеческого капитала Мурманской области, а значит, к созданию привлекательных условий для жизни и работы, модернизации городов и развитию «небазовых» секторов экономики, расширяющих спектр возможностей самореализации для молодых поколений.

Расширенное международное сотрудничество, открытость и актуализированная российская повестка дня по проблематике развития Арктики являются важными условиями успешной реализации миссии и достижения видения.   

Основными тактическими целями, стоящими перед РОИВ, по достижению стратегической цели  являются:

Табл. 7.1. Тактические цели, стоящие перед РОИВ

Миссия (Стратегическая цель)  

№  

Направление  

Тактическая цель

Обеспечение  высокого качества жизни населения региона

1.

Развитие и повышение качества человеческого капитала

1. Формирование здорового образа жизни населения региона и развитие спорта
2. Повышение результативности медицинской профилактики
3. Обеспечение населения региона
качественной и современной медицинской помощью
4. Повышение доступности и качества образования и обеспечение его соответствия требованиям инновационной экономики и потребностям рынка труда
5. Обеспечение творческого и культурного развития личности, участия населения в культурной жизни региона
6. Содействие успешной социализации и эффективной самореализации молодежи
7. Укрепление семьи и усиление защиты социально уязвимых слоев населения, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
8. Содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную, свободно избранную занятость и защиту от безработицы

2.

Развитие гражданского общества

1. Создание условий для развития гражданского общества
2. Содействие в развитии местного самоуправления

3.

Обеспечение  благоприятной окружающей среды для населения региона

1. Обеспечение охраны и улучшение качества окружающей среды
2. Обеспечение охраны, защиты, использования и воспроизводства лесных ресурсов
3. Обеспечение охраны и рационального использования охотничьих ресурсов
4. Охрана и рациональное использование водных объектов (ресурсов) Мурманской области

4.

Повышение безопасности населения региона

1. Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма
2. Повышение безопасности эксплуатации самоходных машин и других видов техники
3. Обеспечение общественного правопорядка и комплексной безопасности населения региона
4. Обеспечение эпизоотического благополучия региона и предотвращение употребления в пищу некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения
5. Предотвращение ущерба здоровью населения при осуществлении медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ
6. Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда
7. Обеспечение контроля радиационной обстановки на территории региона
8. Обеспечение продовольственной безопасности

5.

Обеспечение комфортных условий проживания и транспортного обслуживания населения региона

1. Обеспечение населения региона качественным, комфортным и доступным жильем
2. Обеспечение населения региона качественными услугами ЖКХ
3. Организация транспортного обслуживания населения

6.

Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера

1. Поддержка и развитие общинных форм хозяйствования и самозанятости коренных малочисленных народов Севера Мурманской области, сохранение их культурного наследия, традиций и обычаев

7.

Обеспечение устойчивого экономического роста

1. Повышение конкурентоспособности экономики региона

8.

Повышение эффективности государственного управления

1. Повышение эффективности управления государственным имуществом
2. Повышение эффективности управления региональными финансами
3. Развитие информационного общества и формирование электронного правительства
4. Повышение информационной открытости исполнительных органов государственной власти
5. Обеспечение развития международного сотрудничества
6. Обеспечение развития и укрепления института мировой юстиции
7. Обеспечение исполнения государственных функций в рамках полномочий субъекта РФ
8. Формирование квалифицированного кадрового состава государственной гражданской службы Мурманской области



7.2. Видение «Мурманская область-2025»

К 2025 году:

1. Город Мурманск, пользуясь преимуществами своего положения и масштаба, благодаря повышению общей открытости России в отношении международных контактов, сотрудничества и взаимодействия станет главным научным, кадровым, культурным и деловым центром Арктики.

2. Опираясь на выгоды географического положения, унаследованную с советских времен инфраструктуру и значительный кадровый потенциал, Мурманская область представляет собой главный форпост России в Арктическом макрорегионе и Северной Атлантике, сосредоточив на своей территории:

-  базу Северного флота ВМФ РФ, обеспечивающего военно-стратегическое превосходство России в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике;

- систему технологических портов, комплексов снабжения и переработки и узел логистики под проекты добычи углеводородов на шельфе арктических морей с учетом близости  к богатому ресурсами шельфу Баренцева моря;

- крупнейший незамерзающий глубоководный порт России, имеющий прямой доступ к океанским маршрутам, круглогодичный характер безледокольной навигации, обеспечивающийся  теплым течением  Гольфстрим;

- базу атомного ледокольного флота, обеспечивающего   безопасное мореплавание судов в Арктике;

- основной в европейской части России центр пользования океаническими биоресурсами;

- центр исследований и обеспечения безопасности в Арктике.   

3. Освоение природных ресурсов территории, океана и прилегающего шельфа северных морей составляет основу развития Мурманской области, но имманентно предполагает:

- во-первых, устойчивый характер, т.е. не ведущий к непоправимым экологическим последствиям и не создающий угроз благополучию следующих поколений. Облик региональной экономики будут определять горно-металлургический сектор, перешедший на передовую технологическую платформу, позволяющую снизить нагрузку на экосистемы и делающую само производство практически «безлюдным»;  добыча океанических биоресурсов, в значительной мере переключившаяся на искусственное разведение рыбы;  поиск и добыча углеводородных ресурсов на шельфе арктических морей, осуществляемые с соблюдением жесточайших требований экологической безопасности;   

- во-вторых, знаниевая и технологическая компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные технологические кластеры (по таким направлениям, как морские технологии добычи и снабжения удаленных технологических объектов, технологии газохимии, рыборазведения и рыбоперереработки, технологии горной добычи, рекультивации и восстановления экосистем и проч.) и рабочие места так называемой «экономики знаний».

Природа, ландшафты и уникальные климатические ресурсы региона будут включены в систему хозяйствования за счет создания и продвижения комплекса эко- и спортивно-туристических продуктов, способных привлечь внимание мировых рынков.  

4. Грань между «постоянным» и «временным» населением будет стираться как в том, что касается потребностей и нагрузок на инфраструктуру, так и в отношении значимости этих категорий для освоения и экономической деятельности. В целом число жителей Мурманской области стабилизируется, но будет характеризоваться гораздо большей (по сравнению со средней полосой России) мобильностью - его состав будет постоянно обновляться, находиться в движении под воздействием образовательной миграции молодежи и заездов специалистов в связи с реализацией проектов. Эта мобильность также обусловлена тяжелыми климатическими условиями и необходима с точки зрения сбережения здоровья.