Для чего нужна стратегия развития?
На стыке накопленных структурных экономических и социальных проблем и «больших» внешних тенденций сложилась система вызовов развития Мурманской области, актуальная в средне- и долгосрочной перспективе. Вызовы по своей природе амбивалентны - они несут в себе как риски, так и возможности развития. Стратегия развития Мурманской области призвана наметить пути и механизмы работы со складывающейся системой вызовов.
1. Стратегические мегапроекты имеют определяющее значение для развития области, но использование их потенциала во благо региона теперь предполагает нетривиальные решения и механизмы. Стратегические проекты, связанные с оборонной функцией, использованием транзитного потенциала и освоением сырьевых ресурсов, исторически являлись основанием развития Мурманской области, поскольку именно их потребности в человеческом ресурсе определили численность жителей и постоянный характер системы расселения. Мегапроекты современного этапа будут играть столь же важную (судьбоносную) роль в жизни и развитии региона, несмотря на то, что «безлюдные» и «модульные» технологии позволяют в полной мере реализовать их на «вахтовой» основе. Необходимо создать (изобрести) эффективные механизмы мультипликации позитивных импульсов, которые заложены в мегапроектах как колоссальных рынках нового знания, технологий, компетенций, сервисов, оборудования и материалов, в целях сбалансированного социально-экономического развития Мурманской области.
2. Неустойчивая структура экономики региона, характерная для индустриального общества, с преобладанием промышленно-сырьевого сектора, переживающего модернизацию (внедрение т.н. безлюдных технологий). Промышленный сектор, служивший ранее основой рынка труда Мурманской области, будет только сокращать свои потребности в людях - даже несмотря на реализацию новых масштабных сырьевых и инфраструктурных проектов, а иногда благодаря ей, одновременно повышая уровень квалификационных требований к персоналу. Такие секторы, как туризм (и связанный с ним сектор обслуживания и гостеприимства), рыбный промысел и переработка и сельское хозяйство (в т.ч. традиционные виды хозяйствования), способные обеспечить многообразие и устойчивость системы расселения, оказались во многом вне «освоенческой» повестки дня.
3. Социально-гуманитарная проблема. Постепенная утрата накопленного человеческого потенциала территории и сложности с привлечением «талантов» и «специалистов» из-за пределов региона, обусловленные недостаточным разнообразием возможностей самореализации (коренящимся в «индустриальном» характере экономики и узости экономической базы в целом) и несоответствием городских пространств современным и перспективным, генерируемым новыми поколениями требованиям комфорта, гибкости, разнообразия и мобильности.
Отток молодежи и неспособность привлекать «таланты» извне закрывают возможности перехода к экономике, построенной на знаниях, и обусловливают ситуацию «сжатия» населения и неуправляемого свертывания системы расселения.
4. Инфраструктура Мурманской области, как инженерная, так и социальная, была сформирована в основной своей части в 1960-70-е гг. на актуальной тогда технологической платформе - сегодня она морально и физически устарела. Устаревшая инфраструктура не позволяет обеспечить высокое (необходимое) качество жизни, условия для динамичного развития экономики в части как инфраструктурных ограничений, так и развития человеческого капитала. Она требует комплексной модернизации и развития в соответствии со ставящимися задачами экономического и социального обновления.
5. Устойчивый (экологичный и рачительный) характер освоения природных ресурсов Севера становится определяющим условием и критерием развития. Экологические проблемы - отработанные ядерные материалы, зоны техногенных катастроф и загрязнение, связанное с работой ГПК, - являются частью наследия предыдущего шага освоения территории, с которым необходимо разбираться и работать.
Экологические проблемы и угрозы не только создают риски для населения, но также снижают потенциал и возможности развития таких секторов, как туризм и рыбная промышленность.
6. Ключевые проблемы макрорегиона - экология, устойчивый характер освоения и использования ресурсов северных территорий и социально-гуманитарный кризис - носят общий для Мурманской области и ее «арктических» соседей характер, а их решение требует совместных усилий, идей и действий. Повестка дня для Евро-Арктического Баренц-региона, ее проектное наполнение и интернационализация сотрудничества требуют повышенного внимания и дополнительных усилий со стороны России и Мурманской области.
Основная структурная проблема Баренц-региона и Арктики в целом в отличие от Балтийского региона(27) заключается в «периферийности» всей его территории, в отсутствии центров-столиц, способных притягивать внимание всего мира к событиям, проектам и проблемам всего макрорегиона, привлекать «таланты» и посетителей. «Провинциальность» богатых норвежских городков на побережье Баренцева моря обусловливает отток молодежи в «центры» за пределами макрорегиона точно так же, как узость перспектив самореализации и относительно невысокий уровень жизни предопределили «бегство» молодежи из Мурманской области.
_________________________
(27) Регионализация в макрорегионе Балтийского моря характеризуется мощным сетевым взаимодействием, обусловленным большим числом центров, способных быть столицей всего региона хотя бы в одной или нескольких значимых сферах, будь то торговля, культура и искусство, развлечения или, например, более узкие сферы, такие, как книжная торговля или лыжный спорт. Макрорегион весь состоит из разноплановых столиц Балтики.