Недействующий

О долгосрочной целевой программе «Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Мурманской области на 2012-2015 годы» (с изменениями на 26 апреля 2013 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


На современном этапе развития общества приоритетными задачами становятся внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности общества, повышение информационной открытости органов власти и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем в силу территориальной расположенности региона отмечается недостаточный уровень развития телекоммуникационных сетей, а имеющиеся сети не поддерживают необходимые для качественной связи и передачи данных условия. Кроме того, существует высокий уровень цифрового неравенства между муниципальными образованиями в использовании информационных и телекоммуникационных технологий в домашних хозяйствах. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей, в связи с чем необходимо развивать существующую сеть, переводить ее на более современные материалы и технологии передачи данных, что позволит в конечном итоге объединить все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в единую сеть, повысить их информационную открытость и качество обмена информацией.

Еще одним фактором, препятствующим развитию в регионе информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ, в том числе работы в государственных информационных системах. Это касается как населения, так и государственных и муниципальных служащих. Поэтому необходимо обучить население региона, государственных и муниципальных служащих работе с новыми, прогрессивными методами использования ИКТ.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, развития экономической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

Важным этапом на пути к созданию государства, открытого для граждан и бизнеса, является решение задач, связанных со снижением административных барьеров и повышением качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Поэтому для снижения административных барьеров необходимо принимать как общесистемные меры, направленные на совершенствование административных механизмов государственного регулирования экономики, так и меры отраслевого характера, связанные с решением проблем, существующих в различных сферах экономической деятельности.

Предоставление государственных и муниципальных услуг на территории Мурманской области осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в основном без использования современных ИКТ. Отсутствие информационного взаимодействия между органами власти приводит к тому, что граждане, зарегистрированные (проживающие) на территории одного муниципального образования, не могут получить государственные и муниципальные услуги, находясь на территории другого муниципального образования.

Не в полной мере в регионе происходит процесс внедрения технологий предоставления государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу в электронном виде. Существующие в настоящее время порталы и веб-сайты органов государственной власти выполняют преимущественно информационную функцию и пока имеют небольшое количество инструментов интерактивного взаимодействия с населением и бизнесом.

Кроме того, для получения государственной или муниципальной услуги гражданин или юридическое лицо вынуждены представлять в орган власти или местного самоуправления целый пакет документов, неся при этом временные и денежные затраты в связи с отсутствием взаимодействия между органами власти различного уровня. Однако использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий при организации такого взаимодействия препятствует разрозненность существующих региональных и муниципальных информационных ресурсов, несопоставимость данных и их дублирование. Отсутствуют механизмы и технологии оперативного информационного взаимодействия информационных систем различного уровня между собой и друг с другом.

Устранение этих проблем требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к информации об услугах, предоставляемых органами власти и местного самоуправления, практически отсутствует возможность для заявителя в получении информации (консультаций) об услуге или в подаче документов для получения услуги в местах, которые бы были в шаговой доступности от его места жительства.

Указанные проблемы не позволяют в полной мере обеспечить для населения и бизнеса региона возможности получения качественных и доступных услуг с минимальными издержками и препятствуют в целом формированию положительного имиджа власти.