На современном этапе развития общества приоритетными задачами становятся внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности общества, повышение информационной открытости органов власти и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем в силу территориальной расположенности региона отмечается недостаточный уровень развития телекоммуникационных сетей, а имеющиеся сети не поддерживают необходимые для качественной связи и передачи данных условия. Кроме того, существует высокий уровень цифрового неравенства между муниципальными образованиями в использовании информационных и телекоммуникационных технологий в домашних хозяйствах. Остаются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей, в связи с чем необходимо развивать существующую сеть, переводить ее на более современные материалы и технологии передачи данных, что позволит в конечном итоге объединить все органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в единую сеть, повысить их информационную открытость и качество обмена информацией.
Еще одним фактором, препятствующим развитию в регионе информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования ИКТ, в том числе работы в государственных информационных системах. Это касается как населения, так и государственных и муниципальных служащих. Поэтому необходимо обучить население региона, государственных и муниципальных служащих работе с новыми, прогрессивными методами использования ИКТ.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, развития экономической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
Важным этапом на пути к созданию государства, открытого для граждан и бизнеса, является решение задач, связанных со снижением административных барьеров и повышением качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Поэтому для снижения административных барьеров необходимо принимать как общесистемные меры, направленные на совершенствование административных механизмов государственного регулирования экономики, так и меры отраслевого характера, связанные с решением проблем, существующих в различных сферах экономической деятельности.
Предоставление государственных и муниципальных услуг на территории Мурманской области осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в основном без использования современных ИКТ. Отсутствие информационного взаимодействия между органами власти приводит к тому, что граждане, зарегистрированные (проживающие) на территории одного муниципального образования, не могут получить государственные и муниципальные услуги, находясь на территории другого муниципального образования.
Не в полной мере в регионе происходит процесс внедрения технологий предоставления государственных и муниципальных услуг населению и бизнесу в электронном виде. Существующие в настоящее время порталы и веб-сайты органов государственной власти выполняют преимущественно информационную функцию и пока имеют небольшое количество инструментов интерактивного взаимодействия с населением и бизнесом.
Кроме того, для получения государственной или муниципальной услуги гражданин или юридическое лицо вынуждены представлять в орган власти или местного самоуправления целый пакет документов, неся при этом временные и денежные затраты в связи с отсутствием взаимодействия между органами власти различного уровня. Однако использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий при организации такого взаимодействия препятствует разрозненность существующих региональных и муниципальных информационных ресурсов, несопоставимость данных и их дублирование. Отсутствуют механизмы и технологии оперативного информационного взаимодействия информационных систем различного уровня между собой и друг с другом.
Устранение этих проблем требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к информации об услугах, предоставляемых органами власти и местного самоуправления, практически отсутствует возможность для заявителя в получении информации (консультаций) об услуге или в подаче документов для получения услуги в местах, которые бы были в шаговой доступности от его места жительства.
Указанные проблемы не позволяют в полной мере обеспечить для населения и бизнеса региона возможности получения качественных и доступных услуг с минимальными издержками и препятствуют в целом формированию положительного имиджа власти.