Дорожное хозяйство Российской Федерации является одним из элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2010 общая протяженность автодорог Мурманской области составила 2 573,2 км, в том числе: федеральных - 537,4 км и региональных - 2 035,8 км.
В сети региональных дорог 96,3 км - грунтовые, 563,1 км - с покрытием из песчано - гравийной смеси, 1 376,4 км - с усовершенствованным покрытием, из них: 981,0 км - с покрытием из черного щебня; 359,5 км - с асфальтобетонным покрытием; 35,9 км - с цементобетонным покрытием.
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 17 км на 1000 км(2) территории Мурманской области, что более чем в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.
Плотность населения Мурманской области составляет 6 человек на 1 км(2), что несколько ниже, чем в среднем по России.
Основой опорной сети автомобильных дорог области является федеральная автомобильная дорога М-18 «Кола», идущая с юга от границы с Республикой Карелия на север до Мурманска и далее до границы с Норвегией, а также: автоподъезд к г. Североморск, автоподъезд к г. Апатиты, автодорога Апатиты - Кировск и автодороги, обеспечивающие международные связи области: Кола - Верхнетуломский - КПП «Лотта», Кандалакша - Алакуртти - КПП «Салла». Эти дороги широтного направления от федеральной дороги М-18 «Кола» до границы с Финляндией.
В зависимости от выполняемых функций, технических параметров и состава движения региональные автомобильные дороги Мурманской области можно разделить на три группы.
Первую группу образуют региональные автомобильные дороги, входящие в опорную сеть автомобильных дорог области и обеспечивающие транспортные связи города Мурманска с городами и районами области.
Вторую группу образуют региональные автомобильные дороги, обеспечивающие международные транспортные связи Мурманской области со странами Баренцрегиона: дорога, ведущая из Кандалакши в Келлоселкя на территории Финляндии (а/д «Салла»), дорога, ведущая из г. Кола в Райя-Йоосеппи на территории Финляндии (а/д «Лотта»), и дорога Никель - Приречный - а/д «Лотта», являющаяся составной частью маршрута из Мурманска в Киркенес.
К третьей группе относятся региональные автомобильные дороги, обеспечивающие преимущественно местные внутрирайонные связи и характеризующиеся незначительными транспортными потоками.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.
С 2000 по 2010 годы из-за уменьшения общего объема финансирования дорожной сети Мурманской области наблюдалось значительное снижение доли затрат на ремонт региональных автодорог, что повлекло за собой уменьшение объемов дорожных работ. Недоремонт сети региональных дорог на 01.01.2011 составил 1 574,6 км.
(абзац с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 38-ПП)
Недофинансирование дорожной отрасли в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества неотремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение реконструкции.
В результате уровень транспортно-эксплуатационного состояния региональной сети автомобильных дорог не соответствует нормативным требованиям.
Результаты ежегодных обследований сети региональных автомобильных дорог общего пользования показывают ухудшение их состояния. Только 21,8% (443,8 км) из них находится в удовлетворительном состоянии, 59,8% (1 217,4 км) требуют ремонта и капитального ремонта, на 18,4% (374,6 км) необходима реконструкция.
Более 50% протяженности дорог имеют непрочную дорожную одежду, только 20% дорог построено под нагрузку 10 тонн, в то время как современные автомобили имеют осевую нагрузку 8-10 тонн и более, на 41% (773 км) протяженности дорог наблюдается неудовлетворительная ровность.
Доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Мурманской области, не отвечающих нормативным требованиям, в 2009 году составляла более 70,0 процентов.
Вследствие недостаточно развитой дорожной сети на севере и востоке области отсутствует связь 37-ми населенных пунктов области с областным центром и центрами муниципальных образований Мурманской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Мостовые сооружения, находящиеся на региональной сети, требуют постоянной работы по диагностике и соответствующих видов ремонта. Деревянные мосты требуют 100% перестройки (частично замены на железобетонные трубы). Капитальному ремонту и ремонту подлежат 28 мостов, увеличению габарита - 38 мостов.
Отставание в развитии дорожной сети в связи с недостатком финансирования является одной из причин экономических трудностей и негативных социальных процессов.