Недействующий

О долгосрочной целевой программе «Развитие транспортного комплекса Мурманской области (2011-2013 годы)» (с изменениями на 24 ноября 2011 года)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Транспортный комплекс играет значительную роль в экономике Мурманской области. Это связано с преобладанием в области отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, а также с выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути.

Транспортный комплекс области представлен предприятиями и организациями железнодорожного, морского, автомобильного и воздушного транспорта.

Доля транспортного комплекса в структуре валового регионального продукта составляет примерно 11 %.

Главной целью функционирования и развития транспортной системы области является гарантированное и качественное обеспечение потребностей населения в перевозках пассажиров и грузов.

В условиях реформирования экономики усиливается влияние транспортной отрасли на развитие других отраслей экономики и социальной сферы, которые, в свою очередь, предъявляют более жесткие требования к качеству транспортного обслуживания. Рыночная ориентация предприятий транспорта предполагает сосредоточение деятельности на производстве продукции и оказании услуг в зависимости от запросов и требований покупателей, что в полной мере относится и к транспортному комплексу, функционирование которого оказывает непосредственное влияние на формирование цен на продукцию практически всех отраслей экономики.

Транспортный комплекс Мурманской области по состоянию на 01.01.2010 включает в себя 870 км железнодорожных путей общего пользования, 32,9 км троллейбусных путей, 2 573,2 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе регионального значения - 2 035,8 км, на которых расположены 150 мостов и путепроводов общей протяженностью - 8 166,7 п.м.

(абзац с изменениями постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 38-ПП)


Ведущие место в транспортной системе Мурманской области занимает железнодорожный транспорт, который выполняет порядка 60 % процентов общего грузооборота всех видов транспорта.

На территории области имеется сеть аэродромов местных воздушных линий (МВЛ). Они расположены в селах Ловозеро, Краснощелье, Каневка, Сосновка (Ловозерский р-н), Умба, Чаваньга, Тетрино, Чапома (Терский р-н). Основное предназначение аэродромов МВЛ - это обеспечение транспортного сообщения с вышеуказанными отдаленными селами Терского и Ловозерского районов, где постоянно проживают более 900 человек.

Транспортное обслуживание Мурманской области выполняют организации, относящиеся к различным видам транспорта и формам собственности, специализирующимся на выполнении определенных видов перевозок и других транспортных услуг.

Наиболее крупные из них:

- Мурманское отделение Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги»;

- ОАО «Мурманский морской торговый порт»;

- ОАО «Мурманское морское пароходство»;

- ОАО «Мурманскавтотранс»;

- ОАО «Автоколонна 1118»;

- Мурманский транспортный филиал ОАО «ГМК «Норильский Никель»;

- ОАО «Аэропорт «Мурманск»,

а также предприятия частной формы собственности, в том числе индивидуальные предприниматели и частные перевозчики.

(абзацы десятый - шестнадцатый в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 38-ПП)


Развитие транспортного комплекса Мурманской области приобретает особую остроту в настоящее время как необходимое условие реализации инновационной модели экономического роста, а также как активный фактор ее формирования и улучшения качества жизни населения области.

Для эффективного удовлетворения потребностей народного хозяйства, повышения  доступности и качества как транспортных, так и социальных услуг транспортный комплекс должен развиваться опережающими темпами.

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта и их постепенный переход от восстановления и сохранения к обновлению и развитию, транспортный комплекс области не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития области.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов  транспорта и его инфраструктуры в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе области.

Ослаблены позиции гражданской авиации, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этого вида транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала области.

Значительные резервы повышения эффективности функционирования транспортного комплекса выявляются при организации мультимодальных перевозок, при взаимодействии отдельных видов транспорта, что в конечном счете приводит к потерям, диспропорциям и недостаточной удовлетворенности субъектов рыночной экономики области в транспортных услугах.