Объем финансирования дорожного хозяйства в 2010 году минимален за последние 10 лет. В период с 2004 по 2008 годы намечалась тенденция к увеличению объема финансирования. В 2008 году объем выделенных финансовых средств сравнялся с уровнем 2004 года.
Динамика объемов финансирования за счет средств областного бюджета, приведенных к ценам 2010 г.
Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Расходы на дорожное хозяйство (млн. руб.) | 3 100 | 2 442 | 2 028 | 1 414 | 1 310 | 1 005 | 1 080 | 1 195 | 1 325 | 1 066 | 887,5 |
Индекс физического объема к уровню 2000 г. с учетом индекса дефлятора в % | 100,0 | 78,8 | 65,4 | 45,6 | 42,3 | 32,4 | 34,8 | 38,5 | 42,7 | 34,4 | 28,6 |
(таблица в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 38-ПП)
Снижение уровня финансирования региональных автомобильных дорог области привело к существенному изменению структуры дорожных работ.
Объемы дорожных работ в натуральных показателях (2000-2010 годы):
Наименование показателей | Годы | ||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Строительство, | 489,0 | 614,4 | 628,0 | 621,1 | 749,0 | 720,4 | 232,4 | 343,0 | 483,5 | 255,2 | 298,1 |
автодорог, км | 14,0 | 17,9 | 18,2 | 23,3 | 0 | 3,6 | 13,4 | 19,0 | 21,9 | 0,4 | 10,1 |
мостов, п.м | 259 | 125 | 69 | 29 | 0 | 1793 | 0 | 128 | 81 | 23 | 0 |
Ремонт, | 298,1 | 335,5 | 380,8 | 206,3 | 124,8 | 149,3 | 232,2 | 388,0 | 479,4 | 175,7 | 112,8 |
автодорог, км | 76,5 | 72,3 | 103,7 | 58,3 | 60,7 | 38,9 | 56,1 | 78,7 | 59,4 | 31,6 | 10,5 |
% от общей протяженности дорог | 2,94 | 2,78 | 4,04 | 2,27 | 2,99 | 1,91 | 2,76 | 3,87 | 2,92 | 1,55 | 0,52 |
мостов, п.м | 368 | 442 | 209 | 166 | 0 | 59 | 0 | 0 | 115 | 23 | 0 |
% от общей протяженности мостов | 5,34 | 6,29 | 3,02 | 2,40 | 0 | 0,96 | 0 | 0 | 1,41 | 0,28 | 0 |
Содержание, объем финансирования, млн. руб. | 254,9 | 301,7 | 351,6 | 305,6 | 225,6 | 253,9 | 286,1 | 337,2 | 355,1 | 568,6 | 476,6 |
Протяженность обслуживаемой сети автодорог, км | 2 599 | 2 599 | 2 568 | 2 568 | 2 030 | 2 029 | 2 033 | 2 034 | 2 036 | 2 036 | 2 036 |
Протяженность обслуживаемых мостов, п.м | 6 898 | 7 033 | 6 928 | 6 925 | 6 173 | 6 175 | 8 039 | 8 032 | 8 164 | 8 151 | 8 166,7 |
(таблица в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 38-ПП)
Анализ выполнения дорожных работ на дорогах общего пользования в Мурманской области за период с 2000 по 2010 годы и транспортно-эксплуатационного состояния сети выявил следующие проблемы:
- несоответствие объемов финансирования ремонтных работ фактической потребности, что вызывает разрушение сети дорог;
- несоответствие транспортно-эксплуатационного состояния дорог общего пользования требованиям безопасности и интенсивности движения транспортных средств;
- неразвитость опорной сети, что выражается в отсутствии постоянного автомобильного сообщения 37-ми населенных пунктов Мурманской области с областным центром.
Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведут к повышению интенсивности движения, что в существующих условиях будет способствовать появлению заторов, снижению скоростей движения, росту транспортных издержек и ухудшению экологической обстановки.
Из-за низкого технического уровня региональной сети автомобильных дорог, недостаточной ровности покрытия на большей части дорог Мурманской области стоимость перевозок дополнительно возрастает на 30%. Автомобили на дорогах расходуют почти в 1,5 раза больше топлива, срок службы автомобиля сокращается в среднем на 30%.
Для улучшения показателей по региональным автодорогам Мурманской области необходимо увеличение средств, выделяемых на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог. По расчетам, выполненным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 № 539 «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» применительно для автомобильных дорог регионального значения на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог ежегодно требуется более 6,0 млрд. рублей.
Вместе с тем с учетом сложной финансово-экономической обстановки областным бюджетом на 2010 год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения предусмотрено 0,589 млрд. рублей (10 % от норматива).
(абзац в редакции постановления Правительства Мурманской области от 10.02.2011 № 38-ПП)
В условиях ограниченных финансовых средств стоит задача их оптимального использования с целью максимально возможного снижения количества проблемных участков автомобильных дорог и сооружений на них.
Применение программно-целевого метода в развитии автомобильных дорог позволит комплексно решать вопросы развития и совершенствования сети региональных автомобильных дорог общего пользования Мурманской области и системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли в условиях ограниченных финансовых ресурсов.