Реализация стратегических целей регионального развития, а также целей и задач, закрепленных в Программе социально-экономического развития Мурманской области, предполагает создание условий для повышения уровня удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом. Основополагающей задачей политики областных органов государственной власти является обеспечение права населения Мурманской области на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям всестороннего воспитания личности, развития его физических, интеллектуальных и нравственных способностей.
Физическая культура и спорт являются универсальным средством для решения указанных задач и неотъемлемой частью современного образа жизни, социального и культурно-нравственного развития общества. Существенный фактор, определяющий состояние здоровья населения, - поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Климатогеографические условия Крайнего Севера, неблагоприятная экологическая обстановка оказывают негативное воздействие на состояние здоровья детей и подростков. Актуальность проблемы определяется и тем, что занятия физической культурой и спортом наряду с прямым положительным эффектом значительно снижают воздействие негативных факторов социальной среды на детей. Физическая активность способствует отказу от вредных привычек, повышает уровень здоровья, работоспособность, способствует увеличению сопротивляемости организма экологически неблагоприятной окружающей среде.
В последнее время на всех уровнях государственного управления растет сознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Так, в 2009 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. В этом документе указаны основные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Таким образом, развитие системы физической культуры и спорта является необходимым фактором становления личности как гражданина с активной жизненной позицией и одним из факторов становления всего гражданского общества в целом.
Регулярными занятиями физической культурой и спортом охвачено около 10,8 % населения Мурманской области. В связи с изменениями структуры потребностей в занятиях определенными видами спорта и предоставлении физкультурно-оздоровительных услуг необходимо проведение в Мурманской области мониторинга качества и уровня проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий. Это будет способствовать созданию механизма обратной связи с населением как потребителем услуг, необходимой для корректировки политики в области развития массовой физической культуры и спорта в Мурманской области.
Дополнительное спортивное образование дети и подростки могут получить в 56 учреждениях, 12 из которых имеют статус специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 40 - детско-юношеских спортивных школ, 4 – детско-юношеских клубов физической подготовки. По итогам статистической отчетности за 2009 год в учреждениях дополнительного образования занимается 28017 детей и подростков.
Действует Школа высшего спортивного мастерства с отделениями: биатлона, лыжных гонок, горных лыж, санного спорта, конькобежного спорта, легкой атлетики, самбо и дзюдо.
В Мурманской области в настоящее время функционируют 982 спортивных сооружения, в том числе 6 стадионов на 1500 мест и более, 4 дворца спорта с искусственным льдом, 488 спортивных залов (большая часть которых находится в общеобразовательных школах), 33 плавательных бассейна, 22 лыжные базы, 213 плоскостных сооружений. Единовременная пропускная способность всех сооружений физкультурно-спортивного назначения составляет 25 тысяч 400 человек.
Уровень обеспеченности населения Мурманской области от общероссийского норматива основными видами спортивных сооружений составляет:
- плоскостными сооружениями - 7,7 %;
- спортивными залами - 65 % (большую часть которых составляют спортивные залы общеобразовательных школ);
- плавательными бассейнами - 10,4 %.
Основным фактором, оказывающим тормозящее влияние на развитие физической культуры и спорта, особенно спорта высших достижений, в Мурманской области, является недостаточное количество современных спортивных сооружений. Следует отметить также неудовлетворительное состояние и техническое оснащение материально-технической базы спортивного профиля, необходимой для учебно-тренировочного процесса, проведения массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в учреждениях дополнительного образования. Во многих районных муниципалитетах воспитанники спортивных школ тренируются на личном инвентаре. Отмечается просто плачевное состояние большинства плоскостных спортивных сооружений.
Несмотря на трудности финансирования, в области происходит укрепление спортивной материально-технической базы. В целях развития инфраструктуры спорта в 2009 году в г.Апатитах на стадионе "Универсал" состоялось открытие футбольного поля с искусственным покрытием - второго в Мурманской области. В городе Полярном открыт физкультурно-оздоровительный комплекс "Каскад", в городе Мурманске ведется реконструкция двух спортивных сооружений: спорткомплекса "Долина Уюта" и Центрального стадиона.
В настоящее время в Мурманской области, как и в России в целом, имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития отрасли в стране, а также их моральный и физический износ;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров, научных и методических разработок в области физической культуры и спорта, отсутствие концепции подготовки спортсменов высокого класса к всероссийским и международным соревнованиям;
- отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
Реализация Программы позволит решать указанные проблемы и добиться значительного роста основных показателей развития физической культуры и спорта в Мурманской области при максимально эффективном управлении государственными финансами.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
- комплексный подход к решению проблемы;
- распределение полномочий и ответственности между ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками Программы.
Решение проблем развития физической культуры и спорта в Мурманской области, несомненно, требует комплексного и системного подхода и будет проходить гораздо эффективней при принятии и успешной реализации долгосрочной целевой программы развития. В этой связи разработка Программы является путем решения проблем в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Таким образом, накопленный опыт по решению проблем развития физической культуры и спорта программно-целевым методом подтверждает целесообразность и необходимость разработки и реализации долгосрочной целевой программы "Развития физической культуры и спорта" на период до 2014 года.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 13.09.2010 N 411-ПП/14 "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Мурманской области" на 2011-2014 годы".