При разработке Подпрограммы принимаются следующие базовые положения:
- малое и среднее предпринимательство является полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования и гарантом политической стабильности;
- поддержка частной инициативы граждан в сфере малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением деятельности Правительства Мурманской области и одной из основ социально-экономических преобразований и развития местного самоуправления в Мурманской области.
Основными целями Подпрограммы являются увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышение их конкурентоспособности и увеличение вклада в социально-экономическое развитие Мурманской области, в том числе в валовой региональный продукт, в доходы бюджетов всех уровней, в обеспечение занятости и социальных гарантий предпринимателям и их наемным работникам.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Сократить административные барьеры, препятствующие созданию и развитию бизнеса в Мурманской области.
2. Создать условия, стимулирующие вовлечение различных слоев населения в самозанятость и предпринимательство.
3. Создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления и некоммерческие организации, выражающие интересы предпринимателей, реализовывать мероприятия, направленные на развитие предпринимательства на территориях муниципальных образований.
4. Развить региональную сеть объектов инфраструктуры предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг различным категориям субъектов предпринимательской деятельности.
5. Обеспечить доступ предпринимателей к финансовым ресурсам посредством различных финансовых механизмов (микрокредитование, субсидирование, предоставление поручительств и инвестиций за счет средств паевого инвестиционного фонда).
6. Реализовать концепцию кластерного развития предпринимательства в Мурманской области, в том числе:
6.1. Содействовать институциональному развитию кластеров, предполагающему в том числе инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера (Центр Кластерного Развития, далее - ЦКР), а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера и установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера.
6.2. Содействовать реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера и эффективности их взаимодействия (далее - кластерные проекты).
Основными задачами кластерных проектов являются:
- повышение качества управления на предприятиях кластера;
- повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации, обеспечиваемое за счет содействия развитию малому и среднему предпринимательству;
- стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий, поддержка сотрудничества между исследовательскими коллективами и предприятиями;
- содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями - участниками кластера, и привлечению прямых инвестиций за счет продвижения бренда кластера и территории базирования, реализации совместных рекламных кампаний и мероприятий в области связей с общественностью.
6.3. Обеспечить формирование благоприятных условий развития кластеров, включающих:
- повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;
- осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров;
- предоставление налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством;
- снижение административных барьеров.
Каждое из направлений содействия развитию кластеров с учетом особенностей разграничения полномочий реализуется как на региональном, так и на местном уровнях.
В целях обеспечения эффективности реализации кластерной политики региональными исполнительными органами государственной власти будет предусмотрено оказание методической, информационно-аналитической, консультационной и образовательной поддержки органам местного самоуправления, бизнес-ассоциациям. Предполагается обеспечение реализации мер по развитию международного сотрудничества в данной сфере.
Подпрограмма рассчитана на 2011-2013 годы. Три этапа выполнения Подпрограммы совпадают с формированием и исполнением областного бюджета на очередной финансовый год. План конкретных мероприятий для каждого этапа разрабатывает государственный заказчик с учетом прогноза выделяемых финансовых ресурсов.
Наименование индикаторов и показателей | Годы реализации | ||
2011 | 2012 | 2013 | |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. ед., в том числе: | 29,7 | 30 | 30,2 |
средние, малые предприятия (в том числе микропредприятия), тыс. ед. | 8,8 | 9 | 9,2 |
зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. | 20,9 | 21 | 21,3 |
Количество рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, тыс. ед. | 2,4 | 2,7 | 3,6 |
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, тыс. руб. | 23 | 26 | 29 |
Сумма налогов, уплаченная субъектами малого и среднего предпринимательства по специальным режимам налогообложения, млн. руб. | 1050 | 1070 | 1100 |
Оборот средних и малых предприятий (в том числе микропредприятий), млрд. руб. | 150,7 | 168,3 | 188,5 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, ед. | 900 | 1100 | 1300 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % | 18,9 | 19,2 | 19,4 |
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, % | 7,8 | 8 | 8,2 |