Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2011 - 2013 годы (далее - Подпрограмма) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) и Законом Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области». Подпрограмма определяет действия Правительства Мурманской области, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Мурманской области, а также предпринимателей, их объединений, направленные на достижение целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическое развитие Мурманской области. При этом к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие критериям ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.
В период с 2005 по 2010 годы развитие малого и среднего предпринимательства и его поддержка осуществлялись в рамках региональной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области на 2005-2008 годы и долгосрочной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009 - 2011 годы.
Во многом благодаря мерам государственной поддержки в 2009 году отмечен значительный рост количества малых (включая микропредприятия) предприятий на 100 тыс. жителей - на 356,3 ед. Количество средних предприятий также возросло и составило 125 ед. (142 % к уровню 2008 года). В целом на начало 2010 года количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий составило 6934 ед.
Немаловажное влияние на увеличение количества индивидуальных предпринимателей до 21,4 тыс. человек (на 400 чел. к уровню 2008 года) оказала Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Мурманской области в 2009 году, которой было предусмотрено предоставление безработным гражданам субсидии на организацию предпринимательской деятельности.
Объем оборота малых предприятий (с учетом индекса потребительских цен) достиг 99,5 млрд. рублей, что на 14,2 % выше уровня 2008 года. Однако динамика оборота по отраслям различна. Как и ожидалось, спад оборота произошел у малых предприятий оптовой и розничной торговли (77 % к 2008 году), а также занимающихся финансовой деятельностью (71 % к 2008 году). Однако на предприятиях коммунальных услуг, на обрабатывающих производствах, предприятиях по производству и распределению электроэнергии отмечен рост оборота. Существенный рост оборота был отмечен и на предприятиях сельского хозяйства (295 %), что объясняется увеличением спроса на продукты местных производителей ввиду их относительно невысокой цены. Оборот средних предприятий вырос незначительно (на 1 %) и достиг уровня 18,8 млрд. рублей.
Наметившаяся под влиянием финансово-экономического кризиса в начале 2009 года тенденция оптимизации производственных процессов на малых предприятиях и, как следствие, сокращения численности сотрудников на конец 2009 года изменилась: среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по сравнению с 2008 годом возросла на 4,4 % и достигла 38,2 тыс. человек. На средних предприятиях произошло незначительное сокращение численности сотрудников до 10525 чел. (96,6 % к уровню 2008 года).
Влияние финансово-экономического кризиса сказалось на объемах инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. В Мурманской области произошло сокращение инвестиций по сравнению с 2008 годом на 67,5 %. Для сравнения в г. Москве произошло уменьшение на 89,5 %, в Ямало-Ненецком АО - на 86,2 %, в Рязанской области - на 75,1 %. Многие инвестиционные проекты были заморожены, так как ставки по кредитам на инвестиционные цели доходили до 25 % годовых и оказались не по карману относительно молодому российскому малому бизнесу.
Однако заработная плата работников малых предприятий растет: в 2009 году она увеличилась более чем на 68 % и составила 20,6 тыс. рублей (в 2007 - 12,2 тыс. рублей). Изменения к лучшему происходят и в условиях трудоустройства работников, занятых на малых предприятиях. Большинство предпринимателей предоставляет работу по трудовому договору с соблюдением норм трудового законодательства РФ, обязательным медицинским и пенсионным страхованием.
В первом полугодии 2010 года положительная тенденция развития малого и среднего предпринимательства продолжилась - восстановление экономики региона, с одной стороны, и усиление государственной финансовой поддержки - с другой привели к увеличению оборота малых и средних предприятий - 109,3 % и 106,1 % соответственно.
Однако среднесписочная численность сотрудников малых и средних предприятий снижается - 95,2 % и 83,8 % соответственно (к первому полугодию прошлого года), наблюдается падение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий - 29,9 %.
В области внедряются новые инструменты и механизмы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства. За последние два года в соответствии с нормативными актами Правительства Мурманской области более 150 предпринимателей получили субсидии на общую сумму около 10 млн. рублей.
Формируется благоприятное общественное мнение о предпринимателях, малом и среднем бизнесе. Этому способствуют ставшие уже традиционными Дни предпринимательства Мурманской области и ежегодный региональный конкурс «Предприниматель года». Повышается прозрачность бизнеса и системы государственного управления его развитием.
Из информационно-аналитического доклада Национального Института Системных Исследований Проблем Предпринимательства (далее - НИСИПП) видно, что предпринимаемых мер недостаточно для стабильного роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения количества занятых на малых предприятиях, модернизации производств и внедрения инноваций.
Из доклада мы видим, что при распределении регионов по доле среднесписочной численности работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых Мурманская область занимает лишь 68-е место (25,8 тыс. чел.), лидерами же являются такие регионы, как Владимирская область (99,7 тыс. чел.), Московская область (410,9 тыс. чел.), Волгоградская (126,4 тыс. чел.), Ростовская область (187,3 тыс. чел.), г. Санкт-Петербург (339,7 тыс. чел.).
По объёмам инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в расчёте на душу населения Мурманская область занимает 71-е место (8,9 % от среднего по РФ), лидерами же остаются Владимирская область (120 % от среднего по РФ), Московская область (143,4 % от среднего по РФ), Волгоградская область (108,6 % от среднего по РФ) и Ростовская область (198,4 % от среднего по РФ).
В 2010 году Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий - НАИРИТ подвела итоги Рейтинга инновационной активности регионов - 2009. Рейтинг создаётся для определения субъектов РФ, достигших наилучших результатов в области развития науки и инновационной сферы, а также для получения объективной картины состояния сферы инноваций в России. В итоговой таблице Мурманская область оказалась в группе регионов с низкой инновационной активностью, её итоговый показатель - 33. Для сравнения: показатели лидирующих Москвы и Санкт-Петербурга - 563 и 507 соответственно, показатель замыкающей рейтинг Якутии - 0.
Для исправления данной ситуации необходимо срочно принимать ряд мер с учётом опыта реализации мероприятий по развитию малого, среднего предпринимательства и инноваций в регионах - лидерах Российской Федерации.
В Подпрограмме необходимо закрепить позитивные тенденции предшествующих лет, сосредоточиться на имеющихся проблемах и нерешенных задачах.
Федеральным законом № 209-ФЗ определены цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, введены принцип разграничения полномочий и принцип ответственности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства. При этом необходимо обеспечить участие представителей субъектов малого предпринимательства и представителей некоммерческих организаций, выражающих их интересы, в формировании государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства и равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в городах и районах области различен. Мурманск, Апатиты, Североморск имеют достаточно высокий уровень развития малого предпринимательства. Жители городов, где есть крупные градообразующие предприятия, стремятся работать на них, а в бизнес идут по необходимости, а не по желанию, поэтому бизнес в этих городах представлен в основном в сфере торговли. Такая ситуация отмечается в Оленегорске, Мончегорске, Кировске, Кандалакше, Ковдоре. В небольших населенных пунктах развитие бизнеса ограничивается пониженным спросом на товары и услуги.
Сравнительный анализ проблем микро-, малого и среднего предпринимательства позволил выделить в них две особенности.
Первая особенность - общие проблемы, универсальные для всех предпринимателей микро-, малого и среднего бизнеса. Эти проблемы одинаково значимы для всех, достаточно затрудняют работу и развитие бизнеса. К ним относятся:
- высокая арендная плата;
- высокие налоги;
- рост цен на энергоносители, сырье, тарифы;
- нехватка квалифицированного персонала;
- рост конкуренции.
Вторая особенность - проблемы микро- и малого предпринимательства схожи, имеют примерно одинаковую значимость, но отличаются от проблем среднего бизнеса. Так, к проблемам микро- и малого бизнеса можно отнести:
- недостаток денежных средств на развитие и инвестиционные проекты;