По мере реализации Подпрограммы прогнозируется опережающее развитие среднего бизнеса, который в условиях роста банковского кредитования и усиления государственной поддержки будет активно внедрять инновационные технологии и повышать производительность труда. Малый бизнес также будет наращивать обороты, однако с учетом увеличения уровня конкуренции, который не выдержат многие микропредприятия, темпы развития малого бизнеса будут относительно невысокие.
В 2011 году количество субъектов среднего предпринимательства увеличится на 7 % (137 ед.) к уровню 2010 года, среднесписочная численность работников и оборот увеличатся на 5,8 % и 5,5 % соответственно.
В связи с повышением доступности ипотечных кредитных ресурсов для населения и, как следствие, увеличением спроса на рынке жилой недвижимости число средних предприятий, занимающихся операциями с недвижимостью, увеличится до 9 ед. (против 8 ед. в 2010 году), оборот - до 261 млн. рублей (107,1 % к уровню 2010 года).
Количество средних предприятий, занимающихся обрабатывающими производствами, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, не изменится и составит 22 ед. и 7 ед. соответственно, так как для организации данных видов деятельности требуются значительные финансовые ресурсы, а малый бизнес ввиду отсутствия свободных финансовых средств не сможет обеспечить их приток. У действующих средних предприятий данных видов деятельности ожидается увеличение численности сотрудников (на 5,5 % и 6,7 % соответственно) и оборота (на 4,6 % и 3,7 % соответственно).
В 2012-2013 годах с учетом более быстрого восстановления экономики ожидается стабилизация темпов роста большего числа показателей развития среднего бизнеса. В 2013 году общее количество средних предприятий составит 160 ед. - 128 % к уровню 2009 года. Среднесписочная численность сотрудников увеличится до 12,96 тыс. человек (на 23,4 % к 2009 году). Оборот средних предприятий достигнет уровня 30,2 млрд. руб., с учетом индекса-дефлятора его рост составит 121,1 % к 2009 году.
Количество субъектов малого предпринимательства в 2011 году достигнет 8680 ед. (101,5 % к уровню 2010 года). Укрупнение малых предприятий вследствие повышающейся после кризиса потребности в трудовых ресурсах и усиление государственной финансовой поддержки приведут к увеличению занятых на малых предприятиях до 41,5 тыс. человек (104,8 % к уровню 2010 года) и небольшому увеличению оборота - на 4,4 %.
Темпы роста числа малых предприятий по всем видам деятельности будут невысокими. В связи с ужесточением конкуренции со стороны крупных торговых сетей и несмотря на рост потребительского спроса, количество малых предприятий оптовой и розничной торговли увеличится всего на 70 ед. (101,7 % к уровню 2010 года). В то же время ожидаются опережающие темпы роста численности сотрудников - 102,9 % и оборота - 108,3 %.
В 2012-2013 годах ожидается положительная динамика основных показателей развития малого предпринимательства. Число малых предприятий в 2013 году составит 9000 ед. (105,3 % к 2009 году). Среднегодовые темпы роста оборота составят 104,8 %. Среднесписочная численность сотрудников в 2013 году увеличится на 20,4 % по сравнению с 2009 годом. Оборот малых предприятий в 2013 году составит 136,3 % к уровню 2009 года.
Годовая эффективность различных финансовых механизмов поддержки субъектов предпринимательства
| Объем средств, млн. рублей | Увеличение инвестиций, | Количество охваченных СМП, ед. | Налоговые поступления, |
Инвестиционное кредитование | 10 | 10 | 10-12 | 2 |
Микрокредитование | 53 | 106 | 50-55 | 6,5 |
Субсидирование затрат | 6 | 60 | 100 | 120 |
Предоставление гарантий | 208 | 416 | 125 | 150 |
Предоставление стартовых грантов | 40 | 80 | 133 | 1,5 |
Расчеты показывают целесообразность увеличения средств на указанные формы поддержки.
Эффективность использования средств областного бюджета может быть увеличена за счет участия в конкурсах Министерства экономического развития РФ с целью привлечения средств федерального бюджета для реализации мероприятий Подпрограммы. По результатам конкурса 2005 года Мурманская область получила 3 млн. рублей из федерального бюджета, в 2006 году - 7,4 млн. рублей, в 2007 году - 21,8 млн. рублей, в 2008 году - 46,6 млн. рублей, в 2009 году - 59,7 млн. рублей, в 2010 году уже получено 215 млн. рублей и 17 млн. рублей планируется к получению из федерального бюджета до конца текущего года.
Следует отметить, что часть средств, предусмотренных для финансирования Подпрограммы, будет использоваться многократно, например средства, предназначенные для микрофинансирования предпринимателей. На сегодняшний день портфель льготных микрозаймов сформирован из средств областного и федерального бюджетов в сумме 53 млн. рублей. Гарантийный фонд Мурманской области составляет 208 млн. рублей и также был сформирован с участием федеральной субсидии, предоставленной бюджету региона по результатам конкурсов, в которых Мурманская область ежегодно в 2008-2010 годах признавалась победителем, на формирование и пополнение региональных гарантийных фондов.
Эффект от вложения средств в создание и развитие объектов инфраструктуры и в создание информационной системы также будет продолжительным во времени.
Выполнение мероприятий Подпрограммы должно не только обеспечить воспроизводство и качественное развитие предпринимательства, но и существенно усилить роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии Мурманской области, в том числе:
- увеличить количество качественных и доступных по цене товаров и услуг;
- увеличить доходы и уровень социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
- повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности;
- развить кооперационные связи промышленных предприятий с субъектами малого и среднего бизнеса, снизить социальную напряженность и отрицательные последствия высвобождения рабочей силы с крупных предприятий;
- привлечь инвестиции в экономику Мурманской области.