Региональная политика в области образования в период с 2006 по 2010 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, приоритетным национальным проектом «Образование», Комплексным проектом модернизации образования Мурманской области в 2007 - 2009 годах, долгосрочными целевыми программами «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы», «Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области» (II этап 2006 - 2010 годы).
За этот период удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление системных изменений в отрасли, формирование новой модели образования. Практически по всем направлениям активизировались процессы, нацеленные на улучшение не только количественных показателей, но и качественных изменений. Создана устойчивая основа для дальнейшего инновационного развития системы образования Мурманской области.
К основным итогам ДЦП «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы» следует отнести следующее.
Обеспечены конституционные права граждан на получение бесплатного общего и начального профессионального образования. Сохраняется высокий уровень предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Завершается организационный переход на принципы профильного обучения. На базе общеобразовательных школ созданы 26 ресурсных центров, в которых наряду с профильным обучением создаются условия для сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, реализации индивидуальных образовательных программ. 96% обучающихся 8-9 классов занимаются по программам предпрофильной подготовки. Структура профильного обучения представлена 7 основными профилями, в большей степени ориентированными на социально-экономические потребности региона.
Сохраняется высокое качество предоставления образовательных услуг. Средний балл выпускников Мурманской области по обязательным предметам ЕГЭ на протяжении нескольких лет остается выше общероссийского. Увеличивается число выпускников, получивших 90 и более баллов.
Сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Организовано дистанционное обучение победителей региональных олимпиад по дополнительным образовательным программам, практически во всех учреждениях среднего (полного) общего образования созданы научные общества школьников. На базе Мурманского областного центра дополнительного образования детей и юношества «Лапландия» работает областная очно-заочная школа дополнительного образования «А-Элита», Центр заочно-очного обучения СПбГУ, организована работа дистанционного Центра наставников. Открыто Региональное научное общество школьников Мурманской области.
Созданы условия для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 64 % детей данной категории интегрированы в общеобразовательные учреждения. Создан областной центр дистанционного образования детей-инвалидов, центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками, открыто государственное областное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Зеленоборская санаторная школа-интернат».
Сохраняется развитая система дополнительного образования: в области функционирует 78 учреждений дополнительного образования, показатели охвата этой услугой на 30% выше общероссийских.
Созданы условия для организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Обеспечены летним отдыхом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья. Различными формами отдыха и оздоровления ежегодно охвачено около 30 тысяч человек.
Укрепляется материально-техническая база образовательной сети, создаются безопасные условия осуществления образовательного процесса. Уровень обеспеченности библиотечных фондов образовательных учреждений учебниками составляет 100 %, учебным оборудованием и учебно-наглядными пособиями - 82 %.
100% школ, детдомов обеспечено высокоскоростным подключением к Интернету. Уровень обеспеченности компьютерной техникой учащихся 1-11 классов составляет 13 человек на компьютер (по России - 20).
70% общеобразовательных учреждений области отвечают современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса.
Создан региональный Центр оценки качества образования.
Осуществляется переход на бюджетирование, ориентированное на результат, утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования. Введены нормативы финансирования учреждений системы образования Мурманской области, новая система оплаты труда, учитывающая качество и результаты работы учителя. Заработная плата учителей с 2006 по 2010 год выросла в 1,7 раза.
В рамках реализации региональной целевой программы «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2006 годы, долгосрочной целевой программы «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы, ведомственных целевых программ «Школьный автобус» и «Школьное здоровое питание в Мурманской области» за счет консолидации ресурсов удалось обеспечить достижение основных целевых показателей и индикаторов, начать осуществление качественных изменений в части укрепления безопасности образовательных учреждений:
- процент оснащенности зданий образовательных учреждений системами автоматической пожарной сигнализации составил 92,5%, в том числе оснащено 100% школ, школ-интернатов и детских домов;
- кнопки тревожной сигнализации установлены в 82,1 % образовательных учреждений (среднероссийский показатель - 31%), в том числе во всех школах;
- процент оснащенности образовательных учреждений системами видеонаблюдения вырос до 19,7 %;
- доля общеобразовательных учреждений, требующих комплексного капитального ремонта, сократилась вдвое (2006 - 15%, 2009 - 7%);
- доля школьных автобусов, используемых для перевозки обучающихся и воспитанников и соответствующих ГОСТ Р-51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические условия», выросла более чем в 10 раз и составляет 55% от общего числа;
- доля школьников, обеспеченных организованным одноразовым горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений на начало 2010 года составила 82 %.
Таким образом, в результате реализации ДЦП «Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы», РЦП «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2006 годы, ДЦП «Комплексная безопасность учреждений системы образования» на 2007-2010 годы, ведомственных целевых программ «Школьный автобус» и «Школьное здоровое питание в Мурманской области» удалось обеспечить создание основных институциональных механизмов модернизации системы образования области на ближайшие 5 лет.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения программно-целевого метода.
Использование программно-целевого метода при решении проблем образования обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед образованием области в 2011-2015 годах.
Мероприятия Программы носят комплексный характер, они согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.
При этом мероприятия Программы определены исходя из приоритетов социально-экономического развития Мурманской области, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей на региональном и муниципальном уровнях, результатов проектов и программ последних лет.