Для укрепления базы стройиндустрии немаловажную роль играет решение задачи по подготовке кадров и повышению квалификации работников строительных организаций и предприятий по производству строительных материалов.
В настоящее время в городе Мурманске специалистов-строителей с высшим образованием готовит Мурманский государственный технический университет. В 2010 году состоялся первый выпуск специалистов факультета "Промышленное и гражданское строительство" в количестве 20 человек. В настоящее время на инженерно-строительном отделении обучается около 150 человек.
Более 400 специалистов среднего звена в Мурманской области обучают в следующих образовательных учреждениях:
- ГОУ СПО "Мончегорский политехнический колледж";
- НОУ СПО "Мурманский строительный техникум";
- ГООУ СПО "Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота".
Рабочих по строительным специальностям в Мурманской области готовят профессиональные училища и лицеи:
- филиал ФГОУ СПО "Санкт-Петербургский промышленно-экономический колледж";
- ГООУ СПО "Оленегорский горнопромышленный колледж";
- ГООУ СПО "Ковдорский политехнический колледж";
- ГООУ СПО "Печенгский политехнический техникум;
- ГООУ НПО "Профессиональное училище N 2";
- ГОУ НПО "Профессиональное училище N 11";
- ГОУ НПО "Профессиональное училище N 18";
- ГОУ НПО "Профессиональное училище N 24";
- ГООУ НПО "Профессиональное училище N 8";
- ГОУ НПО "Профессиональное училище N 26";
- ГООУ НПО "Профессиональный лицей N 5";
- ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 19";
- ГОУ НПО "Профессиональный лицей N 6".
Всего в данных учебных заведениях ежегодно выпускается 650 специалистов для строительной отрасли.
Выпуск специалистов по основным строительным специальностям в основном обеспечивает существующую потребность в кадрах, предъявляемую организациями строительного комплекса Мурманской области. Вместе с тем строительная отрасль Мурманской области ощущает нехватку высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров в управлении строительством, также высока кадровая потребность в рабочих специальностях строительной отрасли Мурманской области, особенно в специалистах рабочих квалификаций. Требуется системный подход к формированию прогнозных показателей и обучению персонала для достижения специалистами необходимых для профессиональной деятельности квалификаций и компетенций.
Первоочередным мероприятием в области подготовки и переподготовки специалистов строительной отрасли является составление современных программ обучения как по содержанию, так и по номенклатуре специальностей. Для этого необходимо провести анализ реальной потребности отрасли в специалистах, оценку необходимого количества и квалификации по видам деятельности предприятий, анализ возможности распределения и трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений в организациях, учреждениях и на предприятиях строительного профиля.
Кроме того, будут рассмотрены возможность и целесообразность возрождения системы подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по типу предприятие - учебное заведение с возвращением специалистов на предприятия. Считаем необходимым на предприятиях и в организациях строительного комплекса восстановить ранее действующую систему наставничества. Кроме того, на основании возросших требований к качественным показателям выпускаемой продукции целесообразно предусмотреть осуществление с помощью высших и средних учебных заведений мероприятий по профессиональной переподготовке кадров организаций в целях повышения их профессионального уровня. Необходима разработка долгосрочной целевой программы, в которую будут включены мероприятия по организации повышения квалификации и переподготовке всех работников организаций строительного комплекса с периодичностью один раз в 3 - 5 лет. Подготовку специалистов необходимо вести в соответствии с современными программами как по содержанию, так и по номенклатуре специальностей.
Кроме того, в рамках реализации данного мероприятия планируется поддержка учреждений профессионального образования строительного профиля с целью создания условий для непрерывного профессионального образования, повышения мобильности обучающихся, открытия новых востребованных направлений подготовки.