Недействующий

О долгосрочной целевой программе «Создание условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации граждан» на 2011-2013 годы (с изменениями на 29 декабря 2011 года)

1. Характеристика проблемы


Сложные социально-политические и экономические процессы, происходящие в государстве, породили множество негативных явлений, таких как:

-  изменение ценностных ориентиров, деформация некоторых идеалов, убеждений и взглядов, размытость понятий «патриотизм», «честь», «долг», «достоинство», «любовь», что вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества;

- устойчивость асоциальных тенденций в молодежной среде, высокая степень социальной дезадаптации подрастающего поколения, усиление потребительских ориентаций, социальная пассивность молодежи;

- рост наркомании, алкоголизма в обществе и молодежной среде в частности, обусловленный духовным кризисом;

- патерналистские настроения в обществе, выражающиеся в безынициативности, дефиците новых идей в решении социальных проблем, низком качестве общественной дискуссии, что не позволяет в полной мере использовать потенциал общественных объединений по выполнению социально значимых проектов.

Перечисленные выше явления характерны для всего российского общества, проявляются во всех сферах жизнедеятельности и требуют принятия неотложных системных решений.

Вместе с тем в Мурманской области накоплен значительный опыт по созданию условий для гражданского становления, эффективной социализации и самореализации граждан.

Продолжается становление общественных институтов, играющих ключевую роль в развитии гражданского общества и влияющих на социально-экономическое развитие региона. В Мурманской области по состоянию на 1 августа 2010 года зарегистрировано 777 региональных и местных общественных объединений, 114 религиозных и  312 некоммерческих организаций, 6 отделений политических партий. Их деятельность является фактором, создающим благоприятные условия для развития экономики, социальной сферы, некоммерческого предпринимательства и укрепления гражданского общества, сокращает разрыв между властью и обществом, снижает социальную напряженность, смягчает протестный потенциал населения. Опыт самоорганизации и профессионализм гражданских объединений очень важен для выработки государственной региональной политики в самых разных сферах и для принятия взвешенных управленческих решений.

С 2008 года в регионе активно работает Общественная палата Мурманской области, созданная в соответствии с Законом Мурманской области от 11.07.2008 № 996-01-ЗМО «Об Общественной  палате Мурманской области». Общественная палата является базовым элементом развития гражданского общества,  своеобразной дискуссионной площадкой граждан, бизнеса и власти. На заседаниях комиссий, пленарных заседаниях выносятся темы, затрагивающие социальное и экономическое положение населения Мурманской области, вырабатываются рекомендации по их решению и направляются в законодательные и исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

В Мурманской области в целом сформирована система патриотического воспитания детей и молодежи в учреждениях системы образования, культуры, молодежной политики. Вместе с тем  патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, если не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.

Также процесс формирования гражданской позиции, патриотического самосознания не может быть отнесён лишь к подрастающему поколению. На сегодняшний момент далеко не все категории граждан вовлечены в процесс реализации мероприятий и программ патриотической направленности.

Серьезную трансформацию претерпевает работа с молодежью. Динамичное развитие нашей области требует активного включения молодежи во все сферы общественной жизни. Реализация государственной молодежной политики на территории региона направлена на создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для социального становления, самореализации личности молодых людей, участия их в общественной деятельности, на развитие молодёжных и детских общественных объединений. На сегодняшний день задача молодежной политики состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая как традиционные, так и инновационные институты социализации, добиться их разумного баланса и взаимодополнения.

Молодежь, в значительной части обладая тем потенциальным уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения, является уязвимой категорией, подверженной влиянию негативных социально-экономических факторов, последствиями которых являются распространение в молодежной среде асоциальных явлений: наркомании, алкоголизма, правонарушений и других.

Анализ текущего состояния наркоситуации указывает на необходимость принятия стратегических решений в сфере предупреждения и сокращения немедицинского потребления наркотиков, пресечения и снижения объема их незаконного оборота. Осуществление мероприятий, направленных на реализацию указанных решений, обуславливает необходимость их комплексной межведомственной координации. Необходимо также использовать потенциал негосударственных организаций в профилактике немедицинского потребления наркотиков и осуществлять государственную поддержку соответствующих программ и проектов общественных объединений.

Деятельность в сфере реализации государственной молодежной политики, государственной политики патриотического воспитания граждан, социализации и эффективной самореализации молодых людей,  снижения уровня заболеваемости населения синдромом зависимости от наркотиков (наркоманией), совершенствования патриотического воспитания граждан и допризывной подготовки молодёжи, создания экономических и организационных условий для развития гражданских инициатив может быть эффективной только при условии комплексного программного подхода.