Действующий

Об утверждении Концепции создания индустриального парка в городе Мончегорске

Таблица № 2


Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства

Показатели

Единица измерения

Отчет

Оценка

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения

5,9

6,0

6,5

Число субъектов МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) в расчете на 1 тыс. человек населения

32,8

33,4

31,3


Малые предприятия

Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года

единиц

307

305

327

Среднесписочная численность работников по малым предприятиям (без внешних совместителей)

человек

2822

3308

3525

Оборот малых предприятий

млн. рублей в ценах соответствующих лет

163,0

220,0

244,0

Индекс производства

% к предыдущему году

125,0

118,1

98,0


Средние предприятия

Количество средних предприятий - всего

единиц

2

3

3

Среднесписочная численность работников по средним предприятиям (без внешних совместителей)

человек

104

156

160


Индивидуальные предприниматели

     

Численность индивидуальных предпринимателей

человек

1408

1418

1268

          

По результатам мониторинга инфраструктуры объектов потребительского рынка за 2005 - 2008 годы, субъекты предпринимательства города работали устойчиво и стабильно. В результате благоприятных условий развития малого бизнеса субъектами предпринимательства было построено и выкуплено путем инвестиционных вложений 95 объектов торговли и услуг (магазины, предприятия общественного питания, павильоны, торговые комплексы, оптовые склады, автозаправочные станции, аптеки, предприятия бытового обслуживания, офисы) общей площадью более 70 тыс. кв. м, что составляет 54,8 % от всех площадей потребительского рынка, создано 1300 рабочих мест.

Количество объектов бытового обслуживания увеличилось со 111 (на 01.01.2006) до 204 (на 01.01.2009), рост составил за три последних года 46 %.

Очень важный показатель развития малого и среднего бизнеса - объем торговых площадей на душу населения. В городе Мончегорске на 1000 жителей приходится 840 кв. м торговых площадей по состоянию на 01.01.2009, для сравнения: на 01.01.2006 - 520 кв. м. Это также говорит о комфортных, качественных условиях для проживания населения города, созданных субъектами предпринимательства, которые путем грамотного ведения бизнеса сумели инвестировать средства в высокие технологии при организации предприятий потребительского рынка (это сеть магазинов "ГЕРМЕС", "ИСМО", "Тройка", сеть аптек "Формула здоровья" и др.).

Мониторинг потребительского рынка города также позволяет определить приоритетные сферы деятельности, которые необходимо развивать на территории муниципального образования: торговля и общественное питание, сфера бытовых услуг, социальная сфера, ремесленная деятельность, производственная сфера (в том числе цеха по переработке пищевых продуктов, мастерские по пошиву изделий легкой промышленности), инновационная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, сельское хозяйство, образовательные услуги дополнительного образования, медицинские услуги узкой направленности.

Вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города способствовали реализация предыдущих областной и городской программ развития малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом для осуществления экономической политики администрации города Мончегорска по отношению к малому бизнесу.

В условиях финансовой нестабильности, являющейся следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации муниципальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в городе Мончегорске с ноября 2008 года была выдвинута задача разработки антикризисных мер по сохранению субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных ими рабочих мест.

Несмотря на негативное влияние мирового экономического кризиса, начавшее проявляться в экономике страны и города в IV квартале прошлого года, финансово устойчивые, имеющие собственное залоговое имущество субъекты МСП сохранили свой бизнес на территории города.

Влияние экономического кризиса в основном негативно отразилось на микропредприятиях и индивидуальных предпринимателях, не имеющих собственных оборотных средств и недвижимого имущества, и ограничило возможности развития и расширения сферы деятельности большинства предпринимателей города.

В связи с отсутствием доступа к кредитным ресурсам для устойчивого продолжения ведения бизнеса предприниматели в 2009 году закрыли 30 торговых мест в торговых комплексах, 10 объектов общественного питания, 13 магазинов. Однако в 2009 году открылись торговый центр в южном районе города общей площадью 1580 кв. м, 3 магазина общей площадью 700 кв. м, кафе-бар на 120 посадочных мест, 5 объектов бытовых услуг на 15 рабочих мест и др.

Для определения круга проблем малого и среднего предпринимательства во II квартале 2009 года был проведен опрос предпринимателей, участниками которого стали субъекты МСП, осуществляющие свою деятельность в городе Мончегорске.

Всего в ходе опроса было проведено 100 опросов по структурированной анкете, опрошены субъекты предпринимательства 49 микропредприятий (численность до 15 человек включительно), 36 малых предприятий (численность до 100 человек включительно), 3 средних предприятия (численность от 101 до 250 человек включительно), 12 индивидуальных предпринимателей.

Среди респондентов занимаются предпринимательством более 11 лет - 33 %, от 7 до 10 лет - 22 %, от 4 до 6 лет - 23 %, от года до 3 лет - 21 %, менее года - 1 %. Как правило, это зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (примерно 65 %) и молодые люди (35 %).

Деятельность участников опроса связана с производственной сферой, строительством, транспортом, торговлей оптовой и розничной, общественным питанием, услугами для населения.

Большинство опрошенных (66 %) оценивают сложившуюся ситуацию как благоприятную. Однако достаточно большое количество предпринимателей (34 %) выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную. Опрос выявил наиболее острые проблемы, препятствующие развитию бизнеса:

- в связи с финансовым кризисом финансирование бизнес-проектов коммерческими банками резко снизилось, ужесточены требования к заемщикам, значительно увеличились процентные ставки по кредитам, в очень сложных условиях по кредитованию оказались предприниматели с минимальным стажем работы - от года до 2 лет - и начинающие предприниматели;

- 56 % из числа респондентов сообщили о сокращении оборотных средств предприятия в связи с ужесточением условий финансирования бизнес-проектов коммерческими банками;

- 60 % респондентов, занимающихся производством, и 40 % - услугами общественного питания, отметили слабую обеспеченность квалифицированными кадрами;

- очень слабый уровень удовлетворенности индивидуальных предпринимателей (по 5-балльной шкале) упрощенной системой налогообложения - 4 балла и системой налогообложения в виде ЕНВД - 4,5 балла по критерию численности сотрудников.

На ухудшение финансово-экономического состояния бизнеса за последний год указали 40 % респондентов в производстве, 89 % - в строительстве, 72 % - в торговле, 70 % - в общественном питании, 53 % - в сфере бытовых услуг.

Вследствие таких процессов предприниматели, не имеющие достаточных оборотных средств, вынуждены сокращать количество объектов, снижать объемы работ и услуг, сокращать работников. Предстоит справиться с целым рядом серьезных проблем: растут цены поставщиков, сокращается спрос со стороны покупателей, увеличиваются риски неплатежей и недопоставок продукции. Чрезвычайно сложно стало получить финансовые средства под развитие, помимо резко возросших кредитных ставок многие банки сократили работу с микропредприятиями.