Основные показатели развития малого и среднего предпринимательства
Показатели | Единица измерения | Отчет | Оценка | |
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения | 5,9 | 6,0 | 6,5 | |
Число субъектов МСП (индивидуальные предприниматели, малые и средние предприятия) в расчете на 1 тыс. человек населения | 32,8 | 33,4 | 31,3 | |
| ||||
Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года | единиц | 307 | 305 | 327 |
Среднесписочная численность работников по малым предприятиям (без внешних совместителей) | человек | 2822 | 3308 | 3525 |
Оборот малых предприятий | млн. рублей в ценах соответствующих лет | 163,0 | 220,0 | 244,0 |
Индекс производства | % к предыдущему году | 125,0 | 118,1 | 98,0 |
| ||||
Количество средних предприятий - всего | единиц | 2 | 3 | 3 |
Среднесписочная численность работников по средним предприятиям (без внешних совместителей) | человек | 104 | 156 | 160 |
| ||||
Численность индивидуальных предпринимателей | человек | 1408 | 1418 | 1268 |
По результатам мониторинга инфраструктуры объектов потребительского рынка за 2005 - 2008 годы, субъекты предпринимательства города работали устойчиво и стабильно. В результате благоприятных условий развития малого бизнеса субъектами предпринимательства было построено и выкуплено путем инвестиционных вложений 95 объектов торговли и услуг (магазины, предприятия общественного питания, павильоны, торговые комплексы, оптовые склады, автозаправочные станции, аптеки, предприятия бытового обслуживания, офисы) общей площадью более 70 тыс. кв. м, что составляет 54,8 % от всех площадей потребительского рынка, создано 1300 рабочих мест.
Количество объектов бытового обслуживания увеличилось со 111 (на 01.01.2006) до 204 (на 01.01.2009), рост составил за три последних года 46 %.
Очень важный показатель развития малого и среднего бизнеса - объем торговых площадей на душу населения. В городе Мончегорске на 1000 жителей приходится 840 кв. м торговых площадей по состоянию на 01.01.2009, для сравнения: на 01.01.2006 - 520 кв. м. Это также говорит о комфортных, качественных условиях для проживания населения города, созданных субъектами предпринимательства, которые путем грамотного ведения бизнеса сумели инвестировать средства в высокие технологии при организации предприятий потребительского рынка (это сеть магазинов "ГЕРМЕС", "ИСМО", "Тройка", сеть аптек "Формула здоровья" и др.).
Мониторинг потребительского рынка города также позволяет определить приоритетные сферы деятельности, которые необходимо развивать на территории муниципального образования: торговля и общественное питание, сфера бытовых услуг, социальная сфера, ремесленная деятельность, производственная сфера (в том числе цеха по переработке пищевых продуктов, мастерские по пошиву изделий легкой промышленности), инновационная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, сельское хозяйство, образовательные услуги дополнительного образования, медицинские услуги узкой направленности.
Вкладу малого бизнеса в социально-экономическое развитие города способствовали реализация предыдущих областной и городской программ развития малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом для осуществления экономической политики администрации города Мончегорска по отношению к малому бизнесу.
В условиях финансовой нестабильности, являющейся следствием мирового финансово-экономического кризиса, на первый план в формировании и реализации муниципальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства в городе Мончегорске с ноября 2008 года была выдвинута задача разработки антикризисных мер по сохранению субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных ими рабочих мест.
Несмотря на негативное влияние мирового экономического кризиса, начавшее проявляться в экономике страны и города в IV квартале прошлого года, финансово устойчивые, имеющие собственное залоговое имущество субъекты МСП сохранили свой бизнес на территории города.
Влияние экономического кризиса в основном негативно отразилось на микропредприятиях и индивидуальных предпринимателях, не имеющих собственных оборотных средств и недвижимого имущества, и ограничило возможности развития и расширения сферы деятельности большинства предпринимателей города.
В связи с отсутствием доступа к кредитным ресурсам для устойчивого продолжения ведения бизнеса предприниматели в 2009 году закрыли 30 торговых мест в торговых комплексах, 10 объектов общественного питания, 13 магазинов. Однако в 2009 году открылись торговый центр в южном районе города общей площадью 1580 кв. м, 3 магазина общей площадью 700 кв. м, кафе-бар на 120 посадочных мест, 5 объектов бытовых услуг на 15 рабочих мест и др.
Для определения круга проблем малого и среднего предпринимательства во II квартале 2009 года был проведен опрос предпринимателей, участниками которого стали субъекты МСП, осуществляющие свою деятельность в городе Мончегорске.
Всего в ходе опроса было проведено 100 опросов по структурированной анкете, опрошены субъекты предпринимательства 49 микропредприятий (численность до 15 человек включительно), 36 малых предприятий (численность до 100 человек включительно), 3 средних предприятия (численность от 101 до 250 человек включительно), 12 индивидуальных предпринимателей.
Среди респондентов занимаются предпринимательством более 11 лет - 33 %, от 7 до 10 лет - 22 %, от 4 до 6 лет - 23 %, от года до 3 лет - 21 %, менее года - 1 %. Как правило, это зрелые энергичные предприниматели в трудоспособном возрасте от 30 до 50 лет (примерно 65 %) и молодые люди (35 %).
Деятельность участников опроса связана с производственной сферой, строительством, транспортом, торговлей оптовой и розничной, общественным питанием, услугами для населения.
Большинство опрошенных (66 %) оценивают сложившуюся ситуацию как благоприятную. Однако достаточно большое количество предпринимателей (34 %) выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную. Опрос выявил наиболее острые проблемы, препятствующие развитию бизнеса:
- в связи с финансовым кризисом финансирование бизнес-проектов коммерческими банками резко снизилось, ужесточены требования к заемщикам, значительно увеличились процентные ставки по кредитам, в очень сложных условиях по кредитованию оказались предприниматели с минимальным стажем работы - от года до 2 лет - и начинающие предприниматели;
- 56 % из числа респондентов сообщили о сокращении оборотных средств предприятия в связи с ужесточением условий финансирования бизнес-проектов коммерческими банками;
- 60 % респондентов, занимающихся производством, и 40 % - услугами общественного питания, отметили слабую обеспеченность квалифицированными кадрами;
- очень слабый уровень удовлетворенности индивидуальных предпринимателей (по 5-балльной шкале) упрощенной системой налогообложения - 4 балла и системой налогообложения в виде ЕНВД - 4,5 балла по критерию численности сотрудников.
На ухудшение финансово-экономического состояния бизнеса за последний год указали 40 % респондентов в производстве, 89 % - в строительстве, 72 % - в торговле, 70 % - в общественном питании, 53 % - в сфере бытовых услуг.
Вследствие таких процессов предприниматели, не имеющие достаточных оборотных средств, вынуждены сокращать количество объектов, снижать объемы работ и услуг, сокращать работников. Предстоит справиться с целым рядом серьезных проблем: растут цены поставщиков, сокращается спрос со стороны покупателей, увеличиваются риски неплатежей и недопоставок продукции. Чрезвычайно сложно стало получить финансовые средства под развитие, помимо резко возросших кредитных ставок многие банки сократили работу с микропредприятиями.