Капитальный ремонт (ремонт) заключается в систематических и своевременно проводимых работах на объектах и системах жизнеобеспечения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, а также работах по устранению локальных повреждений и неисправностей в конструкциях и оборудовании, возникающих в процессе эксплуатации объектов и систем жизнеобеспечения.
Учитывая сроки ввода в эксплуатацию объектов, в настоящее время исчерпан срок минимальной эффективной эксплуатации объектов и систем жизнеобеспечения.
Жилищно-коммунальная отрасль в течение многих лет финансировалась по остаточному принципу, что сделало ее убыточной и депрессивной. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, копившимся годами, основными из которых являются:
- высокий уровень морального и физического износа инженерной инфраструктуры коммунального комплекса;
- неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;
- тарифы на предоставление коммунальных услуг ниже экономически обоснованных;
- увеличение количества ветхого жилищного фонда.
Анализ причин возникновения проблемы:
Объекты и системы жизнеобеспечения, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Физический износ инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса составляет более 60 %, что требуют немедленной перекладки (замены) инженерных сетей, а также капитального ремонта объектов и систем жизнеобеспечения.
В 2010 году по Мурманской области отпущено воды 128680,8 тыс. м3, в т.ч. населению 67699 тыс. м3; отпущено тепловой энергии 8734,5 тыс. Гкал, в т.ч. населению 6353 тыс. Гкал. Потери ресурсоснабжающих организаций по тепловой энергии на тепловых и паровых сетях в общем объеме доступа составляют 8,9 %, утечка и неучтенный расход воды составляют 20,7 % от всей воды, поданной в сеть. Как следствие - потери организаций коммунального комплекса в результате перерасчета платежей потребителей из-за предоставления коммунальных ресурсов и услуг ненадлежащего качества.
Работа жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период требует для снижения риска нарушения нормальной работы системы, предупреждения аварийных ситуаций проведения планово-предупредительных профилактических мероприятий, которые в осенне-зимний период либо затруднены, либо невозможны.
В последние годы темпы роста стоимости топлива опережают темпы роста тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых в рамках предельных уровней тарифов, определяемых Федеральной службой по тарифам, что создает острый дефицит свободных финансовых средств у большинства теплоснабжающих организаций Мурманской области.
Указанный дефицит ведет к прекращению поставок топлива в адрес теплоснабжающих организаций (в связи с неоплатой за ранее поставленный товар) и, как следствие, ставит под угрозу создание нормативного запаса топлива.
Регулирование государством тарифов на газ сжиженный, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения, приводит газоснабжающие организации к дефициту финансовых средств, необходимых для своевременной закупки ресурса, что в свою очередь может привести к нарушению качества предоставления коммунальной услуги "газоснабжение".
С целью предотвращения перебоев в газоснабжении потребителей газоснабжающим организациям необходима финансовая помощь на компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием тарифов.
Для обеспечения стабильной деятельности ОАО "Мурманэнергосбыт" по теплоснабжению населенных пунктов Мурманской области, осуществления своевременной закупки топочного мазута, создания нормативного запаса топлива, а также в связи с недостатком собственных оборотных средств обществу необходимо дополнительное привлечение денежных средств.
Также для предотвращения чрезвычайной ситуации, выраженной в прекращении электро- и теплоснабжения населения, организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства удаленных населенных пунктов Мурманской области с ограниченными сроками завоза грузов необходима государственная финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований на закупку и доставку нефтепродуктов и топлива.
Целью подпрограммы является повышение надежности обеспечения коммунальными услугами населения Мурманской области. Для реализации цели подпрограммы предполагается решение следующих задач:
- подготовка жилищно-коммунальной инфраструктуры к работе в осенне-зимний период (сети, объекты жилищно-коммунального хозяйства): водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения;
- обеспечение нефтепродуктами и топливом удаленных населенных пунктов с ограниченным сроком завоза грузов;
- снижение размера убытков ресурсоснабжающих организаций.
Программно-целевой метод позволит обеспечить прозрачность расходования средств и повысить эффективность их использования.
Использование средств областного бюджета на решение задач в рамках данной подпрограммы позволит обеспечить население региона качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства.