ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2010 года № 47-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу
«Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы
»



Правительство Мурманской области  постановляет:

внести изменения в долгосрочную  целевую программу «Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы», утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 28.06.2005 № 256-ПП/8 (в редакции постановления Правительства Мурманской области 09.10.2009 № 470-ПП/18), и изложить ее в новой редакции (прилагается).

Губернатор Мурманской области
Д. Дмитриенко

 


     
Приложение
к постановлению Правительства
Мурманской области
от 10.02.2010 № 47-ПП



ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие образования Мурманской области
на 2006 - 2010 годы»


Мурманск
2010


ПАСПОРТ


Наименование программы

-

«Развитие образования Мурманской области на 2006 - 2010 годы» (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения
(наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-


-

постановление Правительства Мурманской области от 23.12.2004 № 379-ПП/12 «О разработке региональной целевой программы «Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы»;

постановление Правительства Мурманской области от 28.06.2005 № 256-ПП/8 «О региональной целевой программе «Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы»

Государственные заказчики





Государственный заказчик-координатор

подпрограмма «Развитие образования и науки Мурманской области»:     

- Министерство образования и науки Мурманской области;     

- Министерство строительства и территориального развития  Мурманской области     

подпрограмма «Организация санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:     

- Министерство образования и науки Мурманской области     

- Министерство образования и науки Мурманской области      

Основные разработчики Программы



- Министерство образования и науки Мурманской области;

- муниципальные органы управления образованием

Цели и задачи Программы

-

основная цель подпрограммы «Развитие образования и науки Мурманской области»:

- создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности образования Мурманской области

основная цель подпрограммы «Организация санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:

- создание условий для оздоровления, отдыха, полезной занятости, рационального использования каникулярного времени детей и подростков

основные задачи подпрограммы «Развитие образования и науки Мурманской области»:

- совершенствование содержания и технологий обучения и воспитания;

- развитие системы обеспечения качества образования;

- повышение эффективности управления в системе образования;

- создание оптимального механизма реализации программы оздоровительной кампании;

- сохранение и развитие сети организаций, предоставляющих услуги по оздоровлению, отдыху, полезной занятости детей и подростков, на территории Мурманской области;

- сохранение количества и качества предоставляемых услуг по оздоровлению детей и подростков не ниже уровня 2009 года;

основные задачи подпрограммы  «Организация санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:

- создание оптимального механизма реализации программы оздоровительной кампании;

- сохранение и развитие сети организаций, предоставляющих услуги по оздоровлению, отдыху, полезной занятости детей и подростков, на территории Мурманской области;

- сохранение количества и качества предоставляемых услуг по оздоровлению детей и подростков не ниже уровня 2009 года     

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

1.














2.





подпрограмма «Развитие образования и науки Мурманской области»:

Увеличение к 2010 году:

- коэффициента охвата дошкольным образованием детей старше 5 лет с 89% до 93%;

- коэффициента охвата обучающихся 10-11 классов программами профильного и углубленного обучения с 52% до 65%;

- коэффициента охвата обучающихся и воспитанников образовательных учреждений области различными формами дополнительного образования детей с 78% до 82%;

- коэффициента обновления основных фондов с 1% до 1,5%;

- инвестиций на материально-техническое обеспечение обучающегося (воспитанника) в 2,2 раза.

Обеспечение к 2010 году темпов роста регионального норматива расходов на образование не менее 13% ежегодно.

подпрограмма «Организация санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:

- сохранение охвата обучающихся организованными формами отдыха в лагерях всех типов и видов (не менее 30 тысяч детей);

- увеличение охвата обучающихся организованными формами отдыха в лагерях дневного пребывания детей на базе образовательных учреждений с 40% (2009 год) до 45%;

- увеличение количества лагерей дневного пребывания детей и подростков с 142 до 155;

- увеличение количества малозатратных профильных лагерей с 29 до 35;

- расширение направленности профильных лагерей

Сроки и этапы реализации Программы

подпрограмма «Развитие образования и науки Мурманской области»:

период с 2006 по 2010 годы (включительно):

I этап: 2006 - 2007 годы;     

II этап: 2008 - 2010 годы

подпрограмма «Организация санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» - 2010 год

Перечень подпрограмм

- подпрограмма «Развитие образования и науки Мурманской области»

- подпрограмма «Организация санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»

Объемы и источники финансирования

-

общие затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования составят 1780255,3 тыс.руб., в том числе:

2006 - 445086,80 тыс.руб.;

2007 - 335637,30 тыс.руб.;

2008 - 399113,20 тыс.руб.;

2009 - 271732,20 тыс.руб.;

2010 - 328685,80 тыс.руб.;

федеральный бюджет - 597689,70 тыс.руб., в том числе:

2006 - 137584,30 тыс.руб.;

2007 - 145015,30 тыс.руб.;

2008 - 199448,00 тыс.руб.;

2009 - 115642,10 тыс.руб.;

2010 - 0,00 тыс.руб.;

областной бюджет - 716147,60 тыс.руб., в том числе:

2006 - 85112,50 тыс.руб.;

2007 - 112947,00 тыс.руб.;

2008 - 139082,20 тыс.руб.;

2009 - 102645,10 тыс.руб.;

2010 - 276360,80 тыс.руб.;

местные бюджеты - 466058,00 тыс.руб., в том числе:

2006 - 222310,00 тыс.руб.;

2007 - 77595,00 тыс.руб.;

2008 - 60583,00 тыс.руб.;

2009 - 53445,00 тыс.руб.;

2010 - 52125,00 тыс.руб.;

внебюджетные средства  - 360 тыс.руб., в том числе:

2006 - 80 тыс.руб.;

2007 - 80 тыс.руб.;

2008 - 0 тыс.руб.;

2009 - 0 тыс.руб.;

2010 - 200 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

подпрограмма «Развитие образования и науки Мурманской области»:

- расширение возможности для получения доступных видов и уровней качественного дошкольного, общего, специального и профессионального образования населением Мурманской области и повышение конкурентоспособности региона за счет укрепления кадровой составляющей экономики и социальной сферы

подпрограмма «Организация санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»:

- сохранение охвата обучающихся организованными формами отдыха и оздоровления на уровне не ниже 2009 года;

- развитие отвечающих современным требованиям форм занятости и оздоровления детей и подростков Мурманской области;

- создание условий для оздоровления и отдыха детей на территории Мурманской области;

- расширение возрастной категории детей до 18 лет, охваченных организованным оздоровлением и отдыхом, в том числе обучающихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования;

- создание условий для отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в социальной поддержке     


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Региональная политика в области образования в период с 2002 по 2005 годы осуществлялась в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, региональной программой «Развитие образования Мурманской области на 2002 - 2005 годы».

В 2006 - 2010 годах системе образования Мурманской области предстоит работать в новых организационных и нормативно-правовых условиях, определенных приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.

Результатами реализации региональной программы «Развитие образования Мурманской области на 2002 - 2005 годы», других региональных целевых программ стали устойчивая стабилизация и переход к инновационному развитию образовательной системы Мурманской области на основе ее модернизации при сохранении классических традиций и фундаментального характера российского образования.

Сохранена сеть образовательных учреждений Мурманской области, которая позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного общего и начального профессионального образования.

Охват общественным дошкольным образованием детей в возрасте от 1 до 6 лет составляет 78,5 %. С целью обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования создаются условия для подготовки детей к обучению. В 2004/2005 учебном году лишь 5,1 % обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений не получили дошкольной подготовки.

Приняты меры по совершенствованию структуры и содержания дошкольного и общего образования. Преимущественное развитие в области получили дошкольные образовательные учреждения комбинированного и общеразвивающего вида.

Завершен переход общеобразовательных учреждений области на обучение по программе четырехлетней начальной школы. Треть младших школьников обучаются по различным дидактическим системам и учебно-методическим комплектам.

В профильных классах общеобразовательных учреждений области обучаются 39 % старшеклассников. Существенные изменения произошли в структуре профильного обучения, более половины профильных классов реализуют программы физико-математической, математико-технологической и естественно-научной направленности. 60 % обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений области получают предпрофильную подготовку, осваивая программы углубленного изучения различных предметов, факультативных курсов и спецкурсов.

Треть общеобразовательных учреждений области реализуют программы повышенного уровня различной направленности.

В целях формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся почти половина обучающихся 2 - 4 классов изучают информатику, из них в трети классов - с использованием компьютерной техники. Завершается переход на обязательное изучение базового курса информатики в основной школе. 92 общеобразовательных учреждения имеют доступ в Интернет. 56 % младших школьников изучают иностранные языки. Второй иностранный язык как предмет учебного плана изучают 6,4 % обучающихся 5 - 11 классов.

В учебные планы 67 % общеобразовательных учреждений области введен третий час физической культуры на всех ступенях общего образования.

Более дифференцированной стала структура специального (коррекционного) образования, все в большей степени интегрируемого в общеобразовательные школы путем создания в них специальных классов и групп, что способствует адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Из 7093 детей с ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольные образовательные учреждения и группы компенсирующего назначения 3680 детей, обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, коррекционных классах общеобразовательных школ 3413 детей, половина из них обучается в общеобразовательных учреждениях.

Приняты меры по стандартизации образования. Завершен первый этап апробации проекта регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Разработаны и изданы программное и учебно-методическое обеспечение проекта стандарта по всем образовательным областям и учебные пособия для обучающихся начальной и основной школы.

Совершенствованию образовательного процесса в значительной степени способствовала экспериментальная работа, организованная на базе региональных экспериментальных площадок по следующим направлениям: совершенствование структуры и содержания общего образования, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования, апробация форм и содержания предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов, введение единого государственного экзамена, технологии оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения, апробация учебно-методических комплектов для начальной школы, введение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, обучение и воспитание детей с синдромом Дауна, изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, формирование психолого-медико-педагогической службы в системе муниципального образования.

Общеобразовательные учреждения области обеспечивают высокое качество образования, что подтверждается результатами единого государственного экзамена. С 2004 года средний тестовый балл выпускников общеобразовательных учреждений области находится на уровне и выше среднего балла выпускников школ России. Сохраняется стабильным процент выпускников, награжденных медалями «За особые успехи в учении» (5 %), из них 92 % претендентов на награждение медалью подтверждают свои результаты на едином государственном экзамене. Количество обучающихся, не осваивающих образовательные программы соответствующего уровня, не превышает 0,3 %.

Продолжена работа по созданию условий для обучения детей, имеющих повышенные образовательные потребности. Региональные предметные олимпиады школьников организованы по 17 предметам. Ежегодно в рамках реализации мероприятий Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» проводятся региональная научная и инженерная выставка «Будущее Севера» и региональное соревнование «Будущее Севера. Юниор». Обеспечена целевая поддержка областной очно-заочной школы дополнительного образования «А-Элита», Центра очно-заочного обучения Академической гимназии Санкт-Петербургского университета.

Остается стабильной сеть учреждений дополнительного образования детей. Более половины учреждений дополнительного образования являются многопрофильными, реализующими от 20 до 160 образовательных программ. В кружках занимаются две трети от общей численности обучающихся (по России - 40,1 %).

Сохранена система начального профессионального образования (НПО). В 2004 году на 10 тыс. человек, проживающих в Мурманской области, приходилось 115 обучающихся. В системе НПО в 2010 году обучается 1124 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, примерно 60 % обучающихся составляют дети из малообеспеченных семей.

Созданы условия для получения выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений начального профессионального образования по 9 специальностям (перечень профессий увеличился в 2 раза).

Расходы на образование в 2005 году по сравнению с 2001 годом  выросли в 2,5 раза, средняя заработная плата работников учреждений образования - в 2,3 раза и составила 6510 рублей. Действует региональная система социальной поддержки работников образования.

80 % учебников приобретается за счет средств бюджетов различных уровней, только 20 % - за счет родителей.

К 2004 году оснащены компьютерной техникой все школы и профессиональные училища, на 1 компьютер в среднем приходилось 34 обучающихся (по РФ - 40). В 9 сельских школах установлены и функционируют системы спутникового доступа к информационным образовательным ресурсам.

Вместе с тем сохраняется ряд проблем, решение которых требует применения эффективных механизмов и методов.

В 9 из 21 муниципального образования сохраняется очередность на услуги дошкольных образовательных учреждений.

Качество общеобразовательной подготовки выпускников средних школ в отдельных муниципальных образованиях и обучающихся учреждений начального профессионального образования ниже, чем в среднем по области.

Сокращение контингента обучающихся требует принятия мер по оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений.

Введение профильного обучения, переход на новые государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, развитие системы дополнительного образования детей сдерживаются недостаточным ресурсным обеспечением. Не снижаются темпы ветшания материально-технической базы зданий и сооружений образовательных учреждений, их оснащение не в полной мере отвечает современным требованиям.

В области не созданы условия для раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Сохраняется существенная диспропорция по уровням профессионального образования и направлениям подготовки по рабочим специальностям.

Вместе с тем имеющийся потенциал системы образования области позволяет определить приоритетные направления дальнейшего развития. Программа должна стать основой для реализации региональной государственной политики в области образования, обеспечить продолжение предшествующего этапа модернизации региональной системы образования.

Программа определяет общие правовые, экономические и социальные основы развития системы образования Мурманской области, регулирует отношения между Правительством Мурманской области, органами местного самоуправления, организациями и образовательными учреждениями в области образования.

Реализация Программы способствует достижению целей и задач Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системы целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.

Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в модернизации системы образования Мурманской области, а именно в:

- обеспечении введения обязательного общего образования, его доступности и высокого качества;

- осуществлении мер по дальнейшему совершенствованию структуры и содержания всех уровней образования, технологии обучения и воспитания, в повышении доступности дошкольного образования и качества предоставляемых населению услуг;

- обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений, улучшении питания школьников;

- содействии созданию ресурсных центров и учебно-производственных участков на базе начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;

- увеличении численности учащихся и студентов, проходящих обучение по двухуровневому учебному плану;

- формировании государственного заказа на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования, адекватного кадровой структуре экономики и социальной сферы области;

- увеличении объемов подготовки по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда.

Решение сформулированных в Программе задач программно-целевыми методами направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления материально-техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами системы образования Мурманской области в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования в условиях существующих бюджетных ограничений.

Основным риском, связанным с программно-целевым методом решения проблемы при реализации Программы, может стать недостаточное бюджетное финансирование.

Реализация комплекса мероприятий, затрагивающих систему образования Мурманской области, предусматривает создание централизованных механизмов, координацию и распространение их на муниципальном уровне.

Организация  отдыха, оздоровления  и занятости детей и подростков - одно из приоритетных направлений региональной социальной политики, проводимой в целях обеспечения защиты прав  и законных интересов детей и подростков.

В Мурманской области созданы условия для организации оздоровления и отдыха детей и подростков. В летнюю кампанию 2009 года различными формами отдыха и оздоровления в области и за ее пределами охвачено 66133 человека, в том числе за счет средств Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования   -  29 тыс. детей и подростков. Обеспечены летним отдыхом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика организации санаторно-оздоровительного отдыха, оздоровления и полезной занятости детей и подростков Мурманской области обусловлена особыми климатическими условиями Кольского полуострова.      Рост тарифов на железнодорожные и авиаперевозки, стоимости путевок в летние оздоровительные лагеря за пределами Мурманской области делают летний отдых и оздоровление актуальной проблемой для семей, нуждающихся в социальной поддержке, семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальной также является организация полезного отдыха детей и подростков в каникулярное время.

Кроме того, организованными формами оздоровления, отдыха и полезной занятости охвачены в основном дети в возрасте до 14 лет.

Подпрограмма «Организация санаторно-оздоровительного  отдыха, оздоровления и занятости обучающихся и воспитанников» ориентирована на адресную поддержку детей и подростков: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подросткового возраста; детей с ограниченными возможностями здоровья; детей и подростков из малоимущих семей; подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; одаренных детей и подростков. Принятие данной Подпрограммы позволит расширить возрастную категорию детей до 18 лет, снять ограничения в части оказания услуг детям родителей, работающих в организациях, являющихся социальными страхователями. Это позволит увеличить охват детей и подростков различными формами оздоровления, отдыха и полезной занятости. Усилен акцент на отдых и оздоровление детей и подростков с использованием базы оздоровительных организаций, расположенных на территории Мурманской области.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти по организации отдыха и оздоровления детей на 2010 год определено Министерство образования и науки Мурманской области, действующее в объемах ассигнований, предусматриваемых ранее Мурманскому региональному Фонду социального страхования Российской Федерации.


В проекте областного бюджета на осуществление новых бюджетных полномочий на 2010 год предусмотрены средства в размере 168883,8 млн. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»