Стратегия развития энергосбережения в Мурманской области до 2020 г. разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», переченем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 02.07.2009 Пр-1802ГС от 15.07.2009 г.
Значительный потенциал энергосбережения Мурманской области (свыше 1,1 млн. т.у.т.) сосредоточен на источниках энергоресурсов (32%), в распределительных сетях (18%), промышленности (9%), бюджетной сфере (6%) и жилищном фонде (35%). Поэтапная последовательная реализация выявленного потенциала энергосбережения позволяет при комплексном подходе к организации мероприятий выполнить намеченную в Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» цель по снижению к 2020 г. энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 г.
Для обеспечения достижения этой цели необходимо создание целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности экономики региона, обеспечивающей распределение полномочий между органами исполнительной власти Мурманской области и органами местного самоуправления в области энерго- и ресурсосбережения. В этой связи стратегия развития энергосбережения в Мурманской области предполагает разработку областной целевой программы энергосбережения (с включением разделов ТЭК, промышленности, тепловых и электрических сетей, областной бюджетной сферы, пропаганду и разработку нормативной правовой базы) и набора муниципальных программ с разделами по жилому фонду, соответствующим бюджетным организациям, муниципальным источникам теплоснабжения.
Областная целевая программа энергосбережения, разрабатываемая в соответствии с требованиями готовящегося к принятию нового законодательства об энергосбережении, задает общие параметры и показатели для муниципальных программ, интегрирует их в единое целое.
Процессы энергосбережения в настоящее время идут в значительной степени стихийно и практически на небольших объемах потребления энергоресурсов, поскольку менее 30% экономических субъектов имеют мотивацию к энергосбережению. Поэтому достижение высоких показателей в сфере энергосбережения возможно только при создании эффективной мотивационной системы и управлении процессом на федеральном и региональном уровне. На сегодняшний день в перечне обязанностей территориальных органов исполнительной власти таких функций нет.
Оптимальным решением на данный момент является создание системы управления энергосбережением на основе межведомственных комиссий, в состав которых необходимо включать представителей органов исполнительной власти различного уровня, промышленности, энергетики, науки и специализированных организаций, профессионально занимающихся проблемами энергосбережения.
Система управления энергосбережением в регионе должна строиться на основе выделения стратегических и тактических задач. Задачи стратегического характера или политика в сфере энергосбережения должны быть прописаны в таких нормативных документах, как программа или стратегия энергосбережения региона. Для их реализации требуется создание координирующего органа регионального уровня.
В региональных и муниципальных программах энергосбережения с учетом программ развития инженерной инфраструктуры региона задаются ключевые направления, определяются задачи и целевые показатели, при формировании которых необходимо:
- учитывать планы перспективного развития региона или отдельных муниципальных образований, а также программу развития энергетического комплекса в регионе;
- иметь глубокий анализ топливно-энергетического баланса региона в целом и муниципальных образований в отдельности, оценку потенциала энергосбережения на стадиях производства энергоресурсов, распределения и конечного потребления энергоресурсов как минимум по ключевым направлениям экономики;
- определить обоснованный объем реализации потенциала, способы и методы реализации потенциала по отдельным направлениям.
Задачи тактического характера требуют создания целостной системы энергоменеджмента, включающую:
· многоступенчатую систему управления муниципально-регионального уровня с увязанной нормативно-правовой и регламентной базами;
· систему рыночных механизмов.
В целом развитие энергосбережения должно основываться на глубоком анализе экономики и энергетики, что требует или высокой профессиональной подготовки, или хорошо проработанного методологического обеспечения, позволяющего применить единый подход к формированию программных документов. Для эффективной реализации процесса энергосбережения необходимо использовать различные финансово-экономические механизмы, развитие инфраструктуры энергосервисных компаний, способствовать развитию производства энергосберегающей техники, совершенствовать нормативную базу энергосбережения, обеспечивать широкую пропаганду энергосбережения среди населения.
Таким образом, набор приоритетных направлений энергосбережения в Мурманской области, обозначенный в настоящей Стратегии, требует дальнейшей дополнительной проработки в виде комплекса региональных целевых программ. В их числе необходимо отметить:
- программу повышения эффективности в генерации тепловой и электрической энергии;
- программу развития возобновляемых источников энергии;
- программу сокращения потерь в электрических сетях Мурманской области;
- программу сокращения потерь в тепловых сетях Мурманской области;
- программу энергосбережения в промышленности;
- программу энергосбережения в жилищном фонде и бюджетной сфере;
- развитие нормативной правовой базы энерго- и ресурсосбережения;
- пропаганду энергосбережения, подготовка кадров;
- комплекс программ энергосбережения муниципальных образований области.