(с изменениями на 6 августа 2009 года)
_______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Мурманской области от 6 августа 2009 года № 362-ПП
_______________________________________________________________________________
В целях приведения региональной целевой программы «SOS» на 2008-2010 годы, в соответствие с требованиями постановлений Правительства Мурманской области от 30.06.2008 № 310-ПП «О порядке проведения и критериях оценки эффективности долгосрочных целевых программ Мурманской области» и от 19.08.2008 № 395-ПП «О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом региональных целевых программ Мурманской области» Правительство Мурманской области постановляет:
переименовать региональную целевую программу «SOS» на 2008-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 22.06.2007 № 301-ПП/11 (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 24.09.2008 № 456-ПП), в долгосрочную целевую программу «SOS» на 2008-2010 годы и утвердить ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор Мурманской области
Ю. Евдокимов
(с изменениями на основании постановления Правительства Мурманской области от 6 августа 2009 года № 362-ПП)
Наименование программы | - «SOS» на 2008-2010 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы | - постановление Правительства Мурманской области от 03.05.2007 № 213-ПП/7 «О разработке региональной целевой программы «SOS» на 2008-2010 годы» |
Государственные заказчики | - Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области; - Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области; - Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; - Управление внутренних дел по Мурманской области |
Государственный заказчик- | - Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области |
Основные разработчики Программы | - Антинаркотическая комиссия Мурманской области; - Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Мурманской области (соисполнитель по согласованию); - Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области; - Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области; - Министерство образования и науки Мурманской области; - Комитет по культуре и искусству Мурманской области; - Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области; - Управление внутренних дел по Мурманской области |
Цели и задачи Программы | - цели Программы: 1. Минимизация последствий удара второй волны наркоэпидемии. 2. Создание надежной защиты от последующих витков наркоэпидемии. 3. Предотвращение кризисных явлений в демографической ситуации Мурманской области. 4. Повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове. Задачи Программы: 1. Перевод антинаркотической работы в муниципальных образованиях Мурманской области на более высокий качественный уровень. 2. Дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ среди населения. 3. Совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики. 4. Поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании |
Важнейшие целевые индикаторы | № п/п 1. Снижение совокупного показателя болезненности наркоманиями и злоупотреблением наркотиками с вредными последствиями (на 100 тыс. чел.) 420 ед. 2. Увеличение совокупного показателя (по двум группам учета) распрост-раненности употребления наркотиков среди несовершеннолетних (на 100 тыс. чел.) 56 ед. 3. Снижение до 65-70% доли наркогенного пути заражения ВИЧ-инфекцией 75% 4. Сохранение в пределах 2 % числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков, в % 2 % 5. Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной стационарной наркологической помощью (количество больных наркоманией, прошедших стационарное лечение) 500 чел. 6. Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной амбулаторной наркологической помощью (количество больных наркоманией, прошедших амбулаторное лечение) 1700 чел. 7. Снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ 39% 8. Сохранение постоянного количества специальных лабораторных экспертиз фактов потребления наркотиков 1500 ед. 9. Увеличение процента наркозависимых в ремиссии по отношению к общему количеству состоящих на учете 9% |
Сроки и этапы реализации | 2008 - 2010 годы |
Объемы и источники финансирования | - общие затраты на реализацию Программы за счет средств областного бюджета составят 9267,7 тыс. руб., в том числе: 2008 г. - 3416,5 тыс.руб.; 2009 г. - 2499,1 тыс.руб.; 2010 г. - 3352,1 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - постепенное снижение спроса на наркотические вещества среди подростков и молодежи; - повышение привлекательности для подростков и молодежи здорового и позитивного образа жизни; - повышение информированности родителей о проблеме наркомании и мерах по ее предотвращению; - сохранение и повышение в конечном итоге качества трудового и интеллектуального потенциала Мурманской области |
Проблема наркотизма, наркоугрозы относится к тем вопросам, которые не просто необходимо держать на постоянном контроле, но и самое главное - просчитывать контрмеры даже при кажущемся благополучии.
Наркоугроза остается в Мурманской области серьезным препятствием для стабильного социально-экономического развития. Наркотизация подростков и молодежи однозначно при любых условиях приводит общество к целому ряду проблем: резкому сокращению трудового и интеллектуального потенциала, росту преступности, стремительному распространению социально опасных инфекций (ВИЧ/СПИДа, гепатитов «B», «C»).
Необходимо отметить, что благодаря тем программам «SOS», которые принимались до 2005 года, удалось остановить наркоэпидемию так называемой «первой волны» и снизить областной показатель заболеваемости наркоманиями (см. диаграмму).
Фактически мы получили подтверждение, что выбранными для реализации Программы средствами действительно можно сдерживать наркоэпидемию. К этим средствам относятся:
- первичная профилактика, а именно информирование подростков, молодежи об опасности экспериментов с наркотиками;
- обучение специалистов, работающих с подростками и молодежью, методам профилактической работы, в том числе обучение родителей;
- вторичная и третичная профилактика, а именно раннее выявление, лечение наркозависимых и их реабилитация;
- обучение специалистов по лечению и реабилитации зависимых новым методикам и подходам, в том числе в рамках международных проектов.
Мировая практика показывает, что силовое воздействие на незаконный оборот наркотиков, то есть меры по снижению доступности наркотиков, являются лишь частью эффективной антинаркотической политики.
Основная доля усилий и средств направляется именно на профилактику наркомании, включающую как предупреждение знакомства с наркотиками (самая трудная работа), так и помощь тем, кто уже зависит от наркотиков или иных психоактивных веществ.
Уже в конце 2004 года в наркологической ситуации наметились негативные тенденции, на основе которых была спрогнозирована вторая волна наркоэпидемии в Мурманской области. Первая волна характеризовалась вовлечением молодежи практически сразу в употребление героина. Вторая отличается тем, что приобщение к наркотикам происходит преимущественно через препараты каннабисной и амфетаминовой групп, которые позиционируются как «легкие», не требуют инъекций, очень долго сохраняют иллюзию отсутствия зависимости. Согласно главной наркологической аксиоме огромное число таких потребителей перейдет рано или поздно к опийным инъекционным наркотикам, что уже имеет место (см. диаграмму).
Эта диаграмма иллюстрирует три наиболее проблемных момента в динамике наркоситуации:
1. Рост более чем в два раза числа случаев потребления опиатов (в подавляющем большинстве случаев - героина), что объясняется упомянутой выше наркологической аксиомой.
2. Рост более чем в два раза случаев потребления препаратов конопли, что свидетельствует о сохранении либерального отношения к этому опасному наркотику, с одной стороны, и продолжающемся накоплении массы потенциальных героиновых наркоманов - с другой.
3. Рост почти в два раза случаев сочетанного употребления наркотиков, что неизбежно влечет снижение реабилитационного потенциала этой категории наркозависимых и, соответственно, вероятности их возвращения к трезвой жизни.
Таким образом, актуальная наркологическая ситуация в Мурманской области характеризуется столкновением двух факторов-антагонистов, один из которых управляемый, второй - неуправляемый инерционный.
Управляемый фактор - это интенсивная работа по предупреждению развития наркомании у сегодняшнего поколения подростков и молодежи, включающая в первую очередь первичную профилактику: создание условий минимальной доступности наркотиков; максимальный охват населения наркологическими освидетельствованиями; максимальная доступность и преемственность наркологической помощи, в том числе альтернативной.
К неуправляемому фактору относятся: неизбежное инерционное увеличение числа наркозависимых за счет давления второй волны наркоэпидемии; провоцирующее влияние современной мировой наркотической субкультуры, которая уже интегрировалась в культуру массовую, легальную; появление на «черном рынке» новых наркотических веществ, а также различных сильнодействующих веществ и лекарственных препаратов, не относящихся к наркотикам, но подготавливающих почву для развития наркомании.
Разработка данной Программы необходима для улучшения наркологической ситуации в Мурманской области с целью обеспечения социальной и политической стабильности в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Мурманской области до 2015 года.
Цели Программы:
1. Минимизация последствий удара второй волны наркоэпидемии.
2. Создание надежной защиты от последующих витков наркоэпидемии.
3. Предотвращение кризисных явлений в демографической ситуации Мурманской области.
4. Повышение уровня безопасности жизни людей на Кольском полуострове.
Задачи Программы:
1. Перевод антинаркотической работы в муниципальных образованиях Мурманской области на более высокий качественный уровень.
2. Дальнейшее развитие в Мурманской области системы комплексной профилактики наркомании и зависимости от психоактивных веществ среди населения.
3. Совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
4. Поддержка и стимулирование целенаправленной профилактической работы в различных сферах жизни и деятельности детей и молодежи, а также стимулирование общественной активности в организации сил социального противодействия распространению наркомании.
Программа будет выполнятся в 2008 - 2010 годах.
Для оценки эффективности реализации поставленных целей будут использоваться следующие индикаторы и показатели:
№ п/п | Индикаторы и показатели | Годы | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1. | Снижение совокупного показателя болезненности наркоманиями и злоупотреблением наркотиками с вредными последствиями (на 100 тыс. чел.) | 420 ед. | 410 ед. | 400 ед. | 390 ед. |
2. | Увеличение совокупного показателя (по двум группам учета) распространенности употребления наркотиков среди несовершеннолетних (на 100 тыс. чел.) | 56 ед. | 59 ед. | 62 ед. | 65 ед. |
3. | Снижение до 65-70% доли наркогенного пути заражения ВИЧ-инфекцией | 75% | 72% | 70% | 65-70% |
4. | Сохранение в пределах 2% числа призывников, признанных военно-врачебной комиссией области негодными к воинской службе в связи с употреблением наркотиков, в % | 2% | 2% | 2% | 2% |
5. | Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной стационарной наркологической помощью (количество больных наркоманией, прошедших стационарное лечение) | 500 чел. | 500 чел. | 500 чел. | 500 чел. |
6. | Сохранение постоянного уровня обращаемости за специализированной амбулаторной наркологической помощью (количество больных наркоманией, прошедших амбулаторное лечение) | 1700 чел. | 1700 чел. | 1700 чел. | 1700 чел. |
7. | Снижение процента утвердительных ответов в анонимных анкетах на вопрос о наличии хотя бы однократного эпизода употребления наркотических веществ | 39% | 38% | 37% | 36% |
8. | Сохранение постоянного количества специальных лабораторных экспертиз фактов потребления наркотиков | 1500 ед. | 1500 ед. | 1500 ед. | 1500 ед. |
9. | Увеличение процента наркозависимых в ремиссии по отношению к общему количеству состоящих на учете | 9% | 10% | 11% | 12% |
Программа содержит конкретные мероприятия, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию ее целей (приложение № 1).
Система программных мероприятий включает три раздела и объединяет работу по следующим направлениям:
1. Первичная профилактика наркомании.
2. Вторичная и третичная профилактика наркомании.
3. Мероприятия, направленные на развитие профилактической работы в муниципальных образованиях Мурманской области.
Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств областного бюджета в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, с привлечением средств из внебюджетных источников. Выделение средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы в муниципальных образованиях осуществляется в форме субсидий бюджетам муниципальных образований и с 1 января 2009 года предусматривается на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов. Методика расчета субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям Мурманской области, представлена в приложении № 2.
Государственные заказчики ежегодно составляют и предоставляют в Министерство экономического развития Мурманской области заявку на финансирование Программы в сроки, предусмотренные законодательством о бюджетном процессе.
Министерство финансов Мурманской области и Министерство экономического развития Мурманской области при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год с учетом поданных бюджетных заявок и прогнозируемых ресурсных возможностей уточняют с государственными заказчиками объемы финансирования Программы.
Приведенные ниже объемы финансирования Программы на 2008-2010 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Государственный заказчик | Финансирование (областной | ||||
всего | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
Управление по делам молодежи Мурманской области | 3484,4 | 1264,4 | 1040 | 1180 | |
Министерство здравоохранения Мурманской области | 3628 | 1346 | 966 | 1316 | |
Министерство образования и науки Мурманской области | 959 | 440 | 79 | 440 | |
Комитет по культуре и искусству Мурманской области | 247,3 | 83,1 | 81,1 | 83,1 | |
Министерство социального развития Мурманской области | 39 | 13 | 13 | 13 | |
Управление внутренних дел по Мурманской области | 700 | 200 | 250 | 250 | |
Комитет по физической культуре и спорту Мурманской области | 210 | 70 | 70 | 70 | |
Всего по Программе | 9267,7 | 3416,5 | 2499,1 | 3352,1 | |
Система программных мероприятий | Финансирование | ||||
всего | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
Первичная профилактика наркомании (предупреждение первичной пробы наркотиков) | 2503,3 | 912,1 | 359,1 | 1232,1 | |
Вторичная и третичная профилактика наркомании (выявление, лечение и реабилитация наркозависимых) | 3600 | 1400 | 1100 | 1100 | |
Мероприятия, направленные на развитие профилактической работы в муниципальных образованиях Мурманской области | 3164,4 | 1104,4 | 1040 | 1020 | |
Всего по мероприятиям | 9267,7 | 3416,5 | 2499,1 | 3352,1 |