Государственное управление развитием малого и среднего предпринимательства включает в себя регулирование предпринимательской деятельности и государственную поддержку субъектов предпринимательства. Сфера регулирования относится в основном к компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - компетенция субъектов РФ и органов местного самоуправления.
С учетом наличия различных категорий субъектов предпринимательской деятельности, их большого количества (более 30 тысяч) и различных характеристик необходимо не только значительное увеличение объемов финансирования мероприятий по поддержке, но и качественное их изменение. Они должны быть разнообразны в зависимости от категории субъекта, стадии развития бизнеса, вида предпринимательской деятельности, места ее осуществления и даже от социального положения и возраста предпринимателя.
Для разработки таких мероприятий недостаточно материалов федерального статистического наблюдения, необходимы информация и углубленный анализ различных категорий субъектов предпринимательства в Мурманской области. Для этого в Программе запланированы организация и проведение научно-исследовательских работ и социологических опросов по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Темы работ будут выбираться в зависимости от конкретных задач. Планируется провести исследования по темам:
- выявление административных барьеров и разработка предложений по их устранению или сокращению;
- анализ проблем средних предприятий и разработка предложений по формированию механизмов их государственной поддержки;
- анализ состояния и потенциала развития ремесленной деятельности в Мурманской области;
- оценка отношения молодежи Мурманской области к занятию бизнесом;
- оценка инновационной активности малых и средних предприятий Мурманской области.
Осуществление мер по устранению административных барьеров в сфере малого предпринимательства позволит обеспечить прозрачность административных процедур, сокращение временных и финансовых затрат предпринимателей на получение разрешительной и иной документации, в первую очередь в сфере арендных и земельных отношений.
Разработка мер по стимулированию предпринимателей к выходу из «тени», соблюдению ими норм трудового и налогового законодательства направлена на легализацию бизнеса, повышение социальной ответственности предпринимателей, защиту прав наемных работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. Результатами реализации мероприятия будут рост среднемесячной заработной платы в предпринимательстве, а также увеличение налоговых поступлений в бюджеты и взносов во внебюджетные фонды.
В рамках мероприятий Программы будут осуществлены мониторинг и анализ контрольных и надзорных мероприятий, проводимых по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства. Разработка предложений по защите предпринимателей от излишнего контроля (надзора) позволит устранить дублирование функций и организовать эффективное взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Мурманской области, осуществляющими регулирование предпринимательской деятельности.
Будет продолжена работа Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Мурманской области и его рабочих групп. В сферу полномочий Совета войдут сбор и анализ итогов проверок деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами, выработка предложений, принятие решений по созданию благоприятных организационных и правовых условий для предпринимательской деятельности, сокращению административных барьеров. Поддержкой предпринимательства занимаются отраслевые исполнительные органы государственной власти, курирующие соответствующие сферы деятельности. В дальнейшем эта тенденция будет усиливаться, поэтому необходимо построить эффективную систему взаимоотношений между властью и бизнесом с целью повышения эффективности и целесообразности использования бюджетных средств, а также для обеспечения соблюдения основных принципов государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и вовлечения предпринимателей в разработку и реализацию государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.
Результатом разработки механизма обеспечения участия субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации государственных (муниципальных) закупок товаров и услуг должно стать увеличение доли государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимо обеспечить конкурентные условия для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах на реализацию государственных заказов, что будет сделано через организацию информирования и обучения предпринимателей основам работы по государственным и муниципальным контрактам.
Недостаток нежилых помещений и высокая арендная плата являются серьезными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства. Формирование механизма реализации имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства через реестр объектов областной собственности, предназначенных для передачи во владение (пользование) субъектам малого и среднего предпринимательства, предполагает инвентаризацию имущества Мурманской области, отбор объектов для включения в реестр, разработку порядка формирования и использования реестра, широкое информирование предпринимателей о возможности использования объектов, включенных в реестр. Создание реестра предполагает разработку или приобретение программного обеспечения. Реализация этого мероприятия позволит обеспечить доступ к актуальной информации об объектах областной собственности, которые можно использовать для создания и расширения бизнеса. Кроме того, органам местного самоуправления, создающим аналогичные реестры объектов муниципальной собственности, будет оказана методологическая поддержка.
Кроме того, планируется организовать ежеквартальный мониторинг за использованием государственного (муниципального) имущества, что позволит осуществлять контроль за соблюдением прав субъектов малого и среднего предпринимательства при приватизации объектов недвижимости.
Формирование реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки - обязательное к выполнению требование статьи 8 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Запись в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки будет вноситься уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня принятия решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки в соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства Мурманской области.
Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры к финансовым ресурсам включает в себя развитие гарантийного фонда, микрофинансирования и предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, что будет реализовано Министерством экономического развития Мурманской области совместно с НКО «ФОРМАП».
Предоставление микрозаймов будет осуществляться в соответствии с положением, утвержденным Министерством экономического развития Мурманской области. Условия предоставления займов варьируются следующим образом: для начинающих предпринимателей - кредитная линия под ставку рефинансирования ЦБ РФ, для действующих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - льготный заем (ставка ЦБ + 4%), для пополнения оборотных средств - под ставку ЦБ, увеличенную на 8%.
Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства является государственной услугой, предоставление которой осуществляется на основании постановления Правительства Мурманской области от 25.05.2007 № 253-ПП/9 «Об утверждении административного регламента Министерства экономического развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей». С учетом особенностей различных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства перечень видов затрат, подлежащих субсидированию, должен быть расширен. Количество договоров, по которым предоставляются субсидии одному предпринимателю, не ограничено. Размер субсидии не может превышать 50% затрат, документально подтвержденных предпринимателем. Общая сумма субсидии одному предпринимателю за год не может превышать 600 тыс. рублей.
Будет продолжена деятельность гарантийного фонда поддержки предпринимательства, созданного в 2007 - 2008 годах, с размером фонда в 70 млн. рублей. К концу 2010 года размер фонда планируется довести до 211 млн. рублей.
Продолжатся совершенствование действующих, разработка и внедрение новых механизмов финансовой, имущественной, правовой, консультационной, образовательной, информационной и иных форм поддержки. С учетом расширения перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, постоянных изменений внешней среды бизнеса и характеристик субъектов предпринимательства эта работа должна вестись на постоянной основе.
Ремесленничество, крестьянские и фермерские хозяйства, кооперативы и потребительские общества, предпринимательская деятельность в сфере ЖКХ могут обеспечить самозанятость и доходы большой группы населения. Особенно это актуально для удаленных районов области, где отмечаются высокий уровень бедности населения и ограниченные возможности трудоустройства. Разработка форм поддержки этих видов деятельности позволит вовлечь в предпринимательскую деятельность новые группы населения.
Анализ проблем развития средних предприятий, разработка и реализация форм и методов их поддержки, включая подготовку промышленных площадок, формирование и поддержку кластеров, поддержку инвестиционной деятельности, позволит сформировать механизмы государственной поддержки средних предприятий с учетом отраслевой специфики.
Подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства и система их поддержки включают в себя формирование государственного заказа на образовательные услуги для бизнеса, подготовку руководителей предприятий по Президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ, подготовку инженерно-технического персонала, подготовку кадров по рабочим специальностям, проведение мастер-классов, организацию и проведение специализированных семинаров для предпринимателей и прочее.
В рамках указанных мероприятий будет организован социологический опрос о потребности в кадрах для обеспечения развития предпринимательской деятельности и их подготовке в коммерческих и государственных учебных заведениях. Предполагается создавать и поддерживать благоприятные условия для дальнейшего развития в Мурманской области системы образовательных услуг по подготовке и переподготовке кадров для малых предприятий, государственных и муниципальных служащих, консультантов территориальных организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Важными факторами, влияющими на качество системы поддержки малого и среднего предпринимательства, являются квалификация и информированность специалистов, работающих в этой системе. Поэтому организация краткосрочных курсов, стажировок, семинаров для работников организаций инфраструктуры предпринимательства и муниципальных служащих, работающих в системе поддержки, должно осуществляться на регулярной основе. Целями таких курсов являются повышение компетентности указанных специалистов и обеспечение их актуальной и оперативной информацией по вопросам поддержки бизнеса.
Проект предусматривает комплекс мероприятий по предоставлению образовательных и консультационных услуг, ориентированных на целевые группы. При работе с начинающими предпринимателями это могут быть целевые группы из числа малообеспеченных слоев населения (женщины, инвалиды, молодежь, жители экономически депрессивных районов) или группы предпринимателей, работающих в одной отрасли или смежных отраслях. Работа с промышленными и инновационными предприятиями будет осуществляться в рамках семинаров с привлечением специалистов по конкретным темам (например, привлечение венчурного финансирования или защита интеллектуальной собственности). На базе ГОУ "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор" планируется организация подготовки и переподготовки кадров по заказу малых и средних предприятий. Оплата обучения в данном случае будет производиться за счет заказчика. В муниципальных образованиях планируется регулярное проведение тематических семинаров для предпринимателей.
С целью обеспечения доступности информации, необходимой для начала и развития бизнеса, планируются разработка и тиражирование видеокурса, организация телепередач и специальных публикаций для предпринимателей ("Как начать свое дело", "Истории успеха" и др.). Планируются подготовка и организация дистанционного обучения по вопросам организации ведения бизнеса. Отдельным направлением станет обучение основам ведения бизнеса в сети «Интернет». Результатами этого мероприятия будут содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в обеспечении квалифицированными кадрами, повышение доступности образовательных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение компетентности предпринимателей.
Будут организованы выставка-ярмарка «Имандра», региональные и муниципальные выставки малых и средних предприятий, планируются коллективные стенды предпринимателей Мурманской области на выставках, ярмарках, форумах. В регионе уже стало традицией ежегодное проведение выставки-ярмарки субъектов малого предпринимательства «Имандра», других муниципальных и региональных выставок. С целью продвижения продукции местных товаропроизводителей на межрегиональный и международный рынки необходимо участвовать в выставочно-ярмарочных мероприятиях не только в регионе, но и за его пределами. Для этого будут организовываться коллективные стенды предпринимателей Мурманской области на международных и межрегиональных форумах, выставках и ярмарках. Инновационные малые предприятия смогут показать свою продукцию в составе коллективных экспозиций Мурманской области на ежегодных выставках в Санкт-Петербурге («Высокие технологии. Инновации. Инвестиции», «Малый бизнес. Технологии успеха») и других городах. Участие малых предприятий Мурманской области в региональных выставках, ярмарках и форумах совместно с партнерами из Северо-Западного федерального округа и других регионов России, Баренцева Евро-Арктического региона обеспечит хорошие предпосылки для эффективного вовлечения предприятий малого бизнеса Мурманской области в экономическое сотрудничество. Осуществление этого проекта создаст благоприятные условия для конкуренции и продвижения продукции и услуг малых предприятий Мурманской области на региональный, межрегиональный и международный рынки.