Анализ показателей результативности реализации региональной целевой программы «Развитие туризма в Мурманской области» на 2006 - 2008 годы
|
|
|
|
|
Число обслуженных турфирмами туристов, тыс. чел. | 32,8 | 66,6 | + 203,05 | 100 |
Принято туристов в Мурманскую область, тыс. чел. | 12,4 | 33,5 | +270,16 | 58,5 |
Отправлено туристов из Мурманской области, тыс. чел. | 13,5 | 33,1 | +245,19 | 41,5 |
Укрепление полученных за период реализации предыдущей программы результатов, а также дальнейшее развитие туристской отрасли невозможно без преемственности в реализации государственной политики в сфере управления туризмом и дальнейшего применения различных мер его государственной поддержки.
В 2008 году был принят Закон Мурманской области «О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области», который определил принципы, цели, задачи и меры государственной поддержки развития туризма в Мурманской области и нормативно обусловил усиление роли региональной политики в формировании туристской отрасли области.
Должны быть обеспечены дальнейшее формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского рынка через стимулирование развития приоритетных туристских направлений и территорий, повышение качества туристских услуг, создание условий для привлечения российских и иностранных инвестиций в туристическую отрасль, осуществление мер по рекламно-информационному и имиджевому продвижению Мурманской области как региона, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках.
Основные усилия должны быть сосредоточены на имеющихся проблемах и нерешенных задачах. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Мурманской области, являются:
- незначительный объем инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;
- недостаток некоммерческой информации о региональных туристских ресурсах и турпродуктах у российских и зарубежных туроператоров, потенциальных инвесторов, потенциальных посетителей;
- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на внутреннем, международном и российском рынках;
- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;
- большие потоки самодеятельного туризма, увеличивающие антропогенную нагрузку и пожароопасную угрозу для природных ресурсов Кольского полуострова, значительные объемы «нелегального» туризма в Кировском, Терском, Ловозерском и других районах области;
Анализ сложившейся ситуации на областном туристском рынке позволяет сделать вывод о недостаточной привлекательности отрасли для инвесторов при нынешнем состоянии обслуживающей инфраструктуры.
Имеющиеся инвестиции в сфере туризма характеризуются стихийностью формирования без какого-либо государственного регулирования. Инвестор приходит на рынок хаотично, преследуя частные интересы, без учета потребностей области в объектах туристской инфраструктуры. Размещение туристских объектов на территории области осуществляется по большей части без предварительных маркетинговых исследований, расчета экономической эффективности, учета способности окружающей среды выдерживать дополнительные нагрузки. Такое положение приводит к тому, что часть объектов туристской инфраструктуры используется не в полной мере, функционирует в теневом секторе.
В 2006-2008 гг. наблюдался рост инвестиционной активности туристических компаний, общий объём инвестиционных активов предприятий вырос на 50,3 млн. руб., или на 287%.
Однако очевидно, что эффективное размещение объектов туристской инфраструктуры и оказание туристских услуг невозможны без предварительной оценки перспективности и экономической эффективности освоения территории для целей развития туризма. Интерес инвесторов к туристским проектам зачастую сдерживается отсутствием необходимой информации о территории, наличии свободных земельных участков и статусе земель. Процедура землеотводов в муниципальных образованиях затягивается на длительное время, отсутствуют инвестиционные площадки для реализации инфраструктурных проектов.
Комплексное планирование территорий, ориентированных на максимальное использование природно-ресурсного потенциала, является важнейшим условием для формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования туристско-рекреационных центров с учетом особенностей отдельных местностей.
При сохранении сложившейся в настоящее время ситуации в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туристского потока в Мурманскую область и увеличение выездного туристского потока жителей области в зарубежные страны, что приведет:
- к дальнейшему износу (физическому и моральному устареванию) туристской инфраструктуры и снижению качества обслуживания;
- к снижению инвестиционной привлекательности регионального туристского рынка и конкурентоспособности региональных турпродуктов;
- к снижению поступлений от туризма в бюджеты всех уровней и уменьшению доходов населения.
Таким образом, проблемы в сфере развития туризма носят острый и системный характер. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма.
В этих целях Министерство экономического развития Мурманской области разработал долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009 - 2011 годы, предусматривающую систему мер поддержки и стимулирования развития как отрасли в целом, так и отдельных видов туризма, создания туристско-рекреационных территорий регионального значения: «Терская», «Печенгская», «Ловозерская» и «Хибины».