Недействующий

О долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009-2011 годы (с изменениями на 21 декабря 2010 года)

Таблица 2

Анализ показателей результативности реализации региональной целевой программы «Развитие туризма в Мурманской области» на 2006 - 2008 годы


Показатель


Запланировано
на 2007 г.


Выполнено
в 2007 г.



%


Планируемые
показатели до 2011 г.

Число обслуженных турфирмами туристов, тыс. чел.

32,8

66,6

+ 203,05

100

Принято туристов в Мурманскую область, тыс. чел.

12,4

33,5

+270,16

58,5

Отправлено туристов из Мурманской области, тыс. чел.

13,5

33,1

+245,19

41,5


Укрепление полученных за период реализации предыдущей программы результатов, а также дальнейшее развитие туристской отрасли невозможно без преемственности в реализации  государственной политики в сфере управления туризмом и дальнейшего применения  различных мер его государственной  поддержки.

В 2008 году  был принят Закон Мурманской области «О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области»,   который определил принципы, цели, задачи и меры государственной поддержки развития туризма в Мурманской области и  нормативно  обусловил   усиление  роли  региональной политики в формировании туристской отрасли области.

Должны быть обеспечены дальнейшее формирование эффективного конкурентоспособного регионального туристского рынка через  стимулирование развития приоритетных туристских направлений и территорий, повышение качества туристских услуг, создание условий для привлечения  российских и иностранных инвестиций в туристическую отрасль,  осуществление мер по рекламно-информационному и имиджевому продвижению Мурманской области   как региона, благоприятного для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках.

Основные усилия должны быть сосредоточены на имеющихся проблемах и нерешенных задачах. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Мурманской области,  являются:

- незначительный объем  инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры;

- недостаток некоммерческой информации о региональных  туристских ресурсах и турпродуктах у российских и зарубежных туроператоров, потенциальных инвесторов, потенциальных посетителей;

- слабая маркетинговая инфраструктура продажи турпродуктов на внутреннем, международном и российском рынках;

- низкое качество и малая оригинальность турпродуктов, предлагаемых турфирмами;

- большие потоки самодеятельного туризма, увеличивающие антропогенную нагрузку и пожароопасную угрозу для природных ресурсов Кольского полуострова, значительные объемы «нелегального» туризма в Кировском, Терском, Ловозерском  и других районах области;

Анализ сложившейся ситуации на областном туристском рынке позволяет сделать вывод о недостаточной привлекательности отрасли для инвесторов  при нынешнем состоянии обслуживающей инфраструктуры.

Имеющиеся инвестиции в сфере туризма характеризуются стихийностью формирования без какого-либо государственного регулирования. Инвестор приходит на рынок хаотично, преследуя частные интересы, без учета потребностей области в объектах туристской инфраструктуры.  Размещение туристских объектов на территории области  осуществляется по большей части без предварительных маркетинговых исследований,  расчета экономической эффективности, учета способности окружающей среды выдерживать дополнительные нагрузки. Такое  положение  приводит к тому, что часть объектов туристской инфраструктуры используется не в полной мере, функционирует в теневом секторе.

В 2006-2008 гг. наблюдался рост инвестиционной активности туристических компаний, общий объём инвестиционных активов предприятий вырос на 50,3 млн. руб., или на 287%.

Однако очевидно, что эффективное размещение объектов туристской инфраструктуры и оказание туристских услуг невозможны без  предварительной оценки перспективности и экономической эффективности освоения территории для целей  развития туризма.  Интерес инвесторов к туристским проектам  зачастую сдерживается  отсутствием необходимой информации  о территории, наличии свободных земельных участков и  статусе земель. Процедура землеотводов в муниципальных образованиях затягивается на длительное время, отсутствуют инвестиционные площадки для реализации инфраструктурных проектов.

Комплексное планирование территорий, ориентированных на максимальное использование природно-ресурсного потенциала, является   важнейшим условием для формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования туристско-рекреационных центров с учетом особенностей отдельных местностей.

При сохранении  сложившейся в настоящее время ситуации в сфере туризма в ближайшие годы может произойти снижение въездного туристского потока в Мурманскую область и увеличение выездного туристского потока жителей области в зарубежные страны, что приведет:

- к дальнейшему износу  (физическому и моральному устареванию) туристской инфраструктуры  и снижению качества обслуживания;

- к снижению инвестиционной привлекательности регионального  туристского рынка и конкурентоспособности региональных турпродуктов;

- к снижению поступлений от туризма в бюджеты всех уровней и уменьшению доходов населения.

Таким образом, проблемы в сфере развития туризма носят острый и системный характер. Для их решения необходимы новый подход и программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма.

В этих целях Министерство экономического развития Мурманской области разработал долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009 - 2011 годы, предусматривающую систему  мер  поддержки и стимулирования развития как отрасли в целом, так и отдельных видов туризма, создания туристско-рекреационных территорий регионального значения: «Терская», «Печенгская», «Ловозерская» и «Хибины».