Критерий бюджетной эффективности учитывает сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от туристской деятельности за период реализации мероприятий по их полному циклу, основную часть которой составляют поступления от предприятий туриндустрии.
В целом экономический эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения, предприятий частного бизнеса, федерального и местных бюджетов. Реализация Программы приведет к:
а) улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение туристов означает расширение производства и сбыта продукции местной промышленности;
б) возрастанию доходов предприятий;
в) созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения;
г) росту поступлений от налогов и платежей от предприятий туристской индустрии и смежных отраслей.
Бюджетную эффективность от реализации Программы целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1) эффект от поступлений в бюджет через систему налогов и платежей от предприятий туристской индустрии и смежных отраслей, который будет увеличиваться с ростом потоков туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему способствуют проводимые программные мероприятия;
2) эффект для экономики области, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате реализации программных мероприятий.
Расчет эффективности бюджетных вложений будет осуществляться по соотношению между дополнительными доходами и налоговыми поступлениями от прироста туристских потоков Мурманскую область, полученными за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:
Эб = П/Б х 100%,
где: Эб - эффективность бюджетных вложений (в процентах),
П - дополнительный налоговый доход от прироста потоков туристов (рассчитывается по формуле П = ТхД, Т - прирост потоков туристов, Д - доход бюджета в виде налогов в расчете на одного туриста);
Б - расходы на программные мероприятия из областного бюджета за отчетный период.
Примечание: расходы туристов в месте пребывания складываются из нескольких составляющих, которые включают в себя в качестве основных расходов следующие: расходы на проживание, транспортные расходы, расходы на питание, в качестве дополнительных: расходы на сувениры, развлечения, приобретение товаров и другие.
Исходя из мировой практики, средние расходы туриста в месте пребывания составляют 600 дол., следовательно, дополнительный доход бюджета в виде налогов в расчете на 1 туриста составляет 2,2 тыс.рублей.
Другими словами, производится сопоставление объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий туризма и смежных отраслей с учетом туристского мультипликатора с расходами бюджета на финансирование программных мероприятий. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета области. Результат такого сопоставления может выражаться в трех вариантах:
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков меньше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (убыточное);
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков равны расходы бюджета на реализацию программных мероприятий;
- дополнительные налоговые поступления от ежегодного прироста турпотоков больше расходов бюджета на реализацию программных мероприятий (прибыльное).
Расчет ежегодного объема турпотоков в Мурманской области будет определяться в соответствии с методикой, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 №69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ» (таблица 1). При отсутствии статистических данных по некоторым показателям будут использованы экспертные оценки Министерствоа экономического развития Мурманской области.