13.1. Заявители или получатели государственной услуги (далее - заявитель) имеют право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия должностных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги, в досудебном и судебном порядке.
13.2. В досудебном порядке заявитель может обжаловать:
действия или бездействие должностных лиц уполномоченного учреждения руководителю уполномоченного учреждения;
действия или бездействие уполномоченных учреждений руководителю Министерства.
13.3. Жалоба (претензия) на действие (бездействие) и решения должностных лиц (далее - жалоба) подается заявителем в письменной форме по почте или при личном обращении (приложение № 15).
13.4. Руководители уполномоченных учреждений и руководитель Министерства проводят личный прием заявителей в часы приема.
13.5. Срок рассмотрения поступившей жалобы не должен превышать 30 дней со дня ее регистрации.
В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых документов и материалов срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на 30 дней. При этом должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, уведомляет заявителя о продлении срока в письменной форме.
13.6. Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает либо наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
13.7. По результатам рассмотрения жалобы руководители уполномоченных учреждений или руководитель Министерства принимает решение либо об удовлетворении требований заявителя, либо об отказе в удовлетворении жалобы.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, направляет заявителю почтовым отправлением.
13.8. Если в жалобе не указаны фамилия, имя, отчество заявителя, направившего обращение, и адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
Должностное лицо при получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угроза жизни или здоровью должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.
Если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
13.9. В случае если результат рассмотрения жалобы не удовлетворяет заявителя, он вправе обратиться в суд.