Анализ динамики просроченной кредиторской задолженности бюджетных организаций, финансируемых из областного бюджета, свидетельствует о сокращении просроченной кредиторской задолженности. Так, если по состоянию на 1 января 2003 года ее размер составлял 72 млн. рублей, то на 1 января 2004 года - 26,3 млн. рублей, или на 64 процента меньше, на 1 января 2005 года - 18 млн. рублей, на 1 января 2006 года -15,6 млн. рублей, на 1 января 2007 года - 2,5 млн. рублей. За 2006 год задолженность снизилась на 13,1 млн.руб.
Планируется, что на конец 2007 года просроченная задолженность бюджетных учреждений и бюджета будет отсутствовать. На это направлен и План действий Правительства Мурманской области, утвержденный постановлением от 21.02.2007 № 83-ПП/3.
Во многом такой результат был достигнут благодаря проведению политики, направленной на недопущение принятия бюджетными организациями обязательств, не обеспеченных лимитами бюджетных ассигнований. Законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год утверждается обязательность заключения и оплаты областными учреждениями и государственными органами договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, в пределах утвержденных им бюджетных ассигнований в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациями расходов и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Аналогичное решение рекомендовано принимать и органам местного самоуправления.
Ежемесячный анализ кредиторской задолженности местных бюджетов свидетельствует о снижении просроченной кредиторской задолженности, так если на начало 2005 года кредиторская задолженность составляла 3211,9 млн., рублей, то на конец года она уменьшилась на 296,7 млн. рублей (или на 9%).
За 2006 год задолженность местных бюджетов снизилась на 1 352,8 млн. рублей (с 2 891,1 млн.руб. до 1 538,3 млн.руб.)
Причинами возникновения кредиторской задолженности унитарных предприятий явились банкротство предприятий, недостаток оборотных средств, неплатежеспособность.
План реформирования
Учитывая, что просроченная кредиторская задолженность областных учреждений отсутствует основными направлениями реформирования финансов в области снижения и ликвидации кредиторской задолженности, будут являться на первом этапе (до 1 июля 2008 года):
- продолжена инвентаризация кредиторской задолженности унитарных предприятий, анализ факторов возникновения задолженности;
- утверждение плана мер по реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, ее переоформления в форму иных обязательств и процедуры мониторинга кредиторской задолженности унитарных предприятий, а также оперативной отчетности о состоянии, видах кредиторской задолженности и основных кредиторах унитарных предприятий.
- размещение в сети Интернет информации о состоянии просроченной кредиторской задолженности.
На втором этапе (до 1 июля 2009 года) ожидается ликвидация просроченной кредиторской задолженности областного бюджета, прирост кредиторской задолженности ни в одном месяце не будет превышать 1/12 годовых расходов областного бюджета.
Альтернативы
Альтернативой является планирование бюджетных ассигнований в соответствии с потребностью распорядителей и получателей бюджетных средств, но из-за дефицита областного бюджета выполнить данное требование нереально.
Оценка рисков
Основным риском является принятие на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению расходных обязательств областного и местных бюджетов, например, передача полномочий по финансовому обеспечению отдельных государственных полномочий на областной уровень без достаточного выделения финансовых ресурсов.