Основными нормативными правовыми документами, напрямую или косвенно определяющими характер межбюджетных отношений и межбюджетного регулирования в Российской Федерации, являются:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Основы межбюджетных отношений в Мурманской области закрепляются в Законе «О межбюджетных отношениях в Мурманской области» и законе об областном бюджете на очередной финансовый год.
Так, Законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год закрепляются:
- нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов;
- объем регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и распределение дотаций из фонда между муниципальными районами (городскими округами);
- объем регионального фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотаций из фонда между поселениями;
- объем регионального фонда софинансирования социальных расходов и распределение из фонда субсидий между муниципальными районами (городскими округами);
- объем регионального фонда компенсаций в соответствии с Порядком, установленным Правительством Мурманской области;
- методика распределения субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов между бюджетами муниципальных районов (городских округов) Мурманской области;
- методика распределения субвенций из регионального фонда компенсаций между местными бюджетами для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- методика распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов).
Начиная с 2005 года, в Мурманской области выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов производится путем предоставления дотации из фонда финансовой поддержки муниципальных образований с применением Методики. Большая часть дотации распределяется между муниципальными образованиями, расчетная бюджетная обеспеченность которых меньше среднего по области уровня, с учетом индекса бюджетных расходов и индекса налогового потенциала.
В качестве критерия выравнивания уровня бюджетной обеспеченности установлен средний уровень налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований, прогнозируемый на очередной финансовый год в расчете на душу населения.
При этом учитываются различия в стоимости предоставления коммунальных услуг, дисперсность расселения, урбанизация населения, возрастная структура населения.
Несмотря на имеющуюся финансовую зависимость местных бюджетов от решений областных органов государственной власти, в распоряжении глав администраций муниципальных образований находится неиспользованный потенциал для качественного управления находящимися на муниципальном уровне ресурсами (использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности).
В целях стимулирования заинтересованности органов местного самоуправления в повышении качества управления финансами в областном бюджете с 2005 года утверждается методика распределения дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета.
План реформирования
В рамках Программы (до 1.07.2009 года) основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в Мурманской области будут являться:
утверждение методик распределения средств на софинансирование социальных расходов, в рамках которых производится перераспределение средств, с учетом соблюдения нормативов и требований к конечным результатам расходования данных средств;
размещение в сети Интернет проектов методик, утвержденных методик, расчетов и результатов распределения и предоставления финансовой помощи;
объем финансовой помощи, распределенной между муниципальными образованиями на очередной финансовый год и плановый период, составляет не менее 95 и 80% расходов на предоставление финансовой помощи.
Альтернативы
Альтернативными направлениями совершенствования того или иного инструмента межбюджетного регулирования могут быть: