Анализ устанавливаемого органами местного самоуправления уровня возмещения населением затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг показал его постепенный (начиная с 2002 года) рост с 70,5 до 100 процентов.
Фактический уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 01.07.2007 составляет 88,2 %. Данное обстоятельство связано с тем, что меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются в натуральной форме.
За пять лет (2002 - 2006) сумма ежегодно начисляемых субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг увеличилась в 1,8 раза - с 588,2 млн. рублей до 1067 млн. рублей. С 2005 года впервые запланированная сумма предоставления указанных субсидий была рассчитана исходя из 100-процентного уровня платежей граждан. Методика предоставления субвенций муниципальным образованиям на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг определяется исходя из экономически обоснованного тарифа на жилищные и коммунальные услуги для каждого муниципального образования на начало финансового года, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на 1 человека и утвержденных предельных индексов изменения размера платы граждан за жилые помещения и коммунальные услуги.
В соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 28.03.2002 № 97-ПП/4 «О плане поэтапного сближения тарифов на услуги водоснабжения и канализации для различных групп потребителей» и от 25.09.2003 № 256-ПП/13 «О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» перекрестное субсидирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод было ликвидировано с 01.01.2004.
Тарифы на тепловую энергию и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются единые для всех категорий потребителей.
По электрической энергии существует перекрестное субсидирование, в том числе установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» понижающий коэффициент 0,7 для населения, проживающего в сельской местности и городского населения в домах, оборудованных электроплитами. В то же время, согласно письму Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 30.12.2004 № СН-2849/13 установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению, не может рассматриваться как льготный тариф, поскольку является особым порядком ценообразования.
План реформирования
Учитывая, что основной задачей государства является формирование психологии ответственного собственника объекта недвижимости - жилья, необходимо в кратчайшие сроки перейти как минимум к 95-процентной фактической оплате населением коммунальных услуг и издержек, связанных с эксплуатацией жилых помещений.
На первом этапе (до 1 июля 2008 года) планируется:
- провести оценку действующих бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и расходов на обеспечение мер социальной поддержки населения, в том числе из местных бюджетов, и нормативных правовых актов, регулирующих данные расходные обязательства;
- осуществить переход по предоставлению мер социальной поддержки через многофункциональные центры предоставления услуг населению по принципу «единого окна».
На втором этапе (до 1 июля 2009 года) планируется:
- утвердить порядок учета доходов граждан с целью определения их права на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом имущественных прав соответствующих лиц;
- публикация в СМИ и сети Интернет установленного и фактического уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию. Это позволит населению быть информированным об уровне платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства и мотивирует неплательщиков к погашению задолженности через общественное порицание.
- осуществить переход с 1 января 2009 года на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
В результате проведенных мероприятий предполагается довести в 2009 году средний по Мурманской области фактический уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги до 95 процентов.
Альтернативы и оценка рисков
Альтернативой концепции является сохранение части натуральных льгот в их текущем состоянии. Основным риском перевода льгот в денежную форму может быть повышение расходов областного бюджета на финансирование льгот в связи с необходимостью предоставлять денежные компенсации тем льготополучателям, которые фактически льготами не пользовались, а также необходимостью существенной модернизации действующей системы учета льготополучателей и проведения взаиморасчетов.
Наличие значительного числа граждан, находящихся за чертой бедности, может не позволить в короткие сроки довести фактический уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг до 95 процентов.
С другой стороны, установление 100-процентной оплаты услуг ЖКХ является для власти вынужденным шагом из-за отсутствия средств на дальнейшее субсидирование убытков предприятий ЖКХ.
Рост цен на топливно-энергетические ресурсы приводит к отвлечению бюджетных средств муниципальных образований на финансирование затрат теплоснабжающих предприятий.