Нестабильное бюджетное и налоговое законодательство, ежегодное перераспределение доходных и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, которое наблюдалось до 2004 года, затрудняло применение механизмов среднесрочного планирования как в целом по Российской Федерации, так и для бюджета Мурманской области на предстоящий и два последующих финансовых года.
Социально-экономическое положение и финансовая ситуация в стране и Мурманской области, в лучшем случае, позволяли проанализировать итоги исполнения бюджета текущего года и сделать объективный прогноз на следующий, который принимался за основу для разработки бюджета соответствующего финансового года.
Анализ отклонений фактического исполнения отдельных показателей областного бюджета по доходам и расходам от их запланированного уровня показал, что основными причинами таких отклонений являются:
1) сокращение объемов выпуска (добычи) продукции отдельными предприятиями по сравнению с запланированными объемами, в соответствии с которыми прогнозировалось поступление налоговых платежей в бюджет;
2) непредсказуемость налоговых поступлений в связи с изменением конъюнктуры цен на продукцию на внешнем рынке;
3) возвраты налоговых платежей за прошлые периоды в связи с решениями судов;
4) недостаточное администрирование налоговых поступлений уполномоченными органами и наличие недоимки.
5) непредставление подтверждающих документов (актов выполненных работ и т.п.), которые могли бы служить основанием для финансирования расходов.
В настоящее время формирование проекта областного бюджета осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития и с учетом задач социально-экономической политики Правительства Мурманской области. Впервые в 2007 году одновременно с проектом областного бюджета на 2008 год в Мурманскую областную Думу направлен утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 15.10.2007 № 482-ПП проект среднесрочного финансового плана Мурманской области на 2008-2010 годы.
План реформирования
В срок до 1 июля 2009 года будет:
продолжено проведение оценки и анализа причин отклонения утвержденных на год доходов и расходов областного бюджета за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
разработан и утвержден порядок формирования проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом утвержденного в отчетном году бюджета на три финансовых года;
принят нормативный правовой акт об утверждении сроков рассмотрения отчета об исполнении бюджета за последний отчетный год не позднее рассмотрения проекта бюджета.
Изменения в объемы доходов и расходов бюджета на плановый период, вносимые в рамках проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период, с обоснованиями причин и финансово-экономических последствий соответствующих изменений буду размещены в сети Интернет.
В результате проведенной работы не менее 80 процентов расходов областного бюджета на плановый период будут распределены между главными распорядителями средств бюджета.
Альтернативы
Практика разработки долгосрочных (на 10 - 15 лет) программ социально-экономического развития, как и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, не является альтернативой, но может служить основой для выработки ориентиров финансового планирования на краткосрочную (3-летнюю) перспективу.
Оценка рисков
Основные риски связаны с общей ресурсно-экспортной ориентированностью страны, зависящей от мировой конъюнктуры цен на энергоносители и продукцию.