Действующий

О программе "Реформирование региональных финансов в Мурманской области" на 2008-2009 годы (с изменениями на 18 июня 2009 года)

14. Создание формализованной методики оценки финансовых последствий
 предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов


Анализ исходного состояния


Правовое регулирование предоставления налоговых льгот по платежам, зачисляемым в консолидированный бюджет Мурманской области, осуществляется нормативными правовыми актами Мурманской области о налогах (с учетом изменений и дополнений):

- Законом Мурманской области от 09.11.2001 № 304-01-ЗМО «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Мурманской области, для отдельных категорий налогоплательщиков»;

- Законом Мурманской области от 26.11.2003 № 446-01-ЗМО «О налоге на имущество организаций»;

- Законом Мурманской области от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО «О транспортном налоге»;

- решениями представительных органов муниципальных образований по установлению и введению в действие земельного налога;

- решениями представительных органов муниципальных образований по установлению ставок налога на имущество физических лиц.

Для анализа налоговых льгот, предоставленных юридическим и физическим лицам, используется информация УФНС России по Мурманской области, содержащаяся в годовых формах отчетности № 5 ФНС России в разрезе налогов.

При анализе указанной информации за период 2003-2006 г.г. объем предоставленных региональных налоговых льгот возрос на 1054.8 млн.рублей (18.4 млн.рублей в 2003 году до 1073.2 млн.рублей в 2006 году). Данное увеличение налоговых льгот обусловлено изменениями налогового законодательства РФ в соответствии с введением в действие главы Налогового кодекса «О налоге на имущество организаций». В результате право предоставления льгот по налогу на имущество организаций в отношении имущества, собственником которого является субъект РФ и его муниципальные образования, передано с федерального уровня на региональный. Так региональные льготы по налогу на имущество предприятий в 2003 году составили 1.8 млн.рублей, в 2006 году региональные льготы по налогу на имущество организаций увеличились до 1036.3 млн.рублей, основная часть из которых льготы в отношении объектов жилищного фонда государственной и муниципальной собственности.

По состоянию на 01.01.2007 года объем налоговых льгот, предоставленных Законом Мурманской области по налогам, поступающим в консолидированный бюджет области, составил 5.1 % от суммы налоговых доходов бюджета.

Правительство Мурманской области проводит сдержанную политику предоставления налоговых льгот. Льготы, предоставляемые на территории области, имеют в основном социальную направленность. Вместе с тем, в результате работы, проводимой по региональной целевой программе «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области на 2007-2010 годы», с 01.01.2008 года вступают в действие изменения в Закон Мурманской области «О налоге на имущество организаций», направленные на развитие экономического потенциала области. Учитывая, что право на данную льготу возникает при соблюдении определенных условий, ожидается, что увеличение поступлений по другим налогам компенсирует недопоступившие доходы консолидированного бюджета при применении данной льготы по налогу на имущество организаций.

Формы отчетности № 5 ФНС России содержат информацию о суммах налога, не поступивших в бюджет в связи с предоставлением льгот, уставленных региональным законодательством в целом, а не по каждой льготной категории плательщиков в отдельности. Поэтому в настоящее время дать достоверные сведения о предоставлении региональных налоговых льгот по каждой льготной категории плательщиков не представляется возможным. Экспертная оценка выпадающих доходов бюджета в связи с предоставляемыми льготами проводится ежегодно при прогнозировании налоговых поступлений на основе отчетных данных и прогнозируемых изменений основных параметров налогооблагаемой базы.

План реформирования


Для полноценного использования механизма предоставления налоговых льгот в целях регулирования социально-экономического развития Мурманской области основным условием предоставления налоговых льгот должно быть наличие определенного финансового и (или) социального эффекта их предоставления.

Отсутствие в нормативной правовой базе Мурманской области регламента определения (расчета) эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот потребует работы именно в этом направлении.

Для установления необходимости соблюдения условия финансовой или социальной эффективности при предоставлении налоговых льгот потребуется принятие законодательного акта Мурманской области, в развитие которого будут разработаны порядок и методика оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

Предполагается, что на основе разработанных для получателей налоговых льгот типовых фор отчетности, обязательных для представления в отраслевые департаменты и комитеты Мурманской области, департамент экономического развития Мурманской области будет ежегодно обобщать полученную информацию и составлять аналитическую записку о результатах (эффективности) предоставления налоговых льгот. Такая аналитическая записка будет содержать следующую информацию:

- количество и основные характеристики налогоплательщиков, пользующихся льготами, по категориям;

- сумма средств, высвобождающихся у налогоплательщиков в результате предоставления им налоговых льгот и направления их использования;

- оценка достижения цели, для достижения которой были предоставлены льготы;

- оценка финансово-экономических показателей категорий налогоплательщиков в связи с установленной налоговой льготой;

- выводы о целесообразности предоставления налоговой льготы.

Выработанные и утвержденные критерии эффективности позволят обосновать запрет на предоставление налоговых льгот, не дающих или дающих малый финансовый или социальный эффект.

       Для достижения максимального результата в этом направлении необходимо усовершенствование комплексной автоматизированной системы управления бюджетным процессом путем разработки регламента совместного доступа или обмена отдельными информационными базами УФНС России по Мурманской области, департамента финансов Мурманской области и департамента экономического развития Мурманской области.

       Основными результатами реформирования порядка предоставления налоговых льгот по платежам в консолидированный бюджет Мурманской области станут:

       установление запрета на предоставление налоговых льгот при отсутствии или низкой оценке финансовой или социальной эффективности их предоставления;

утверждение порядка оценки финансовой и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;

внедрение процедуры публикации в СМИ и сети Интернет на регулярной основе данных об объемах предоставляемых региональных льгот и оценке их эффективности;