Действующий

О программе "Реформирование региональных финансов в Мурманской области" на 2008-2009 годы (с изменениями на 18 июня 2009 года)

18. Внедрение формализованных процедур управления государственным долгом
субъекта Российской Федерации, принятия долговых обязательств, их рефинансирования


Анализ исходного состояния


В целях выполнения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по единой системе учета и регистрации государственных заимствований Мурманской области утвержден Порядок ведения государственной долговой книги Мурманской области.

Ежегодно в законе Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год утверждаются следующие показатели:

- верхний предел государственного внутреннего долга;

- предельный объем обязательств по государственным гарантиям, предоставляемым Мурманской областью;

- перечень получателей гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов областного бюджета;

- предельный объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.

Областной бюджет Мурманской области был и по-прежнему остается дефицитным, что выводит на первый план проблему привлечения средств для его покрытия.

С целью сохранения стабильности в регионе Правительство Мурманской области в течение последних лет, начиная с 2001 года, было вынуждено обращаться в Министерство финансов Российской Федерации за предоставлением бюджетных ссуд, в кредитные организации - за привлечением кредитов. Для покрытия дефицита бюджета область произвела выпуск двух облигационных займов.

В результате государственный внутренний долг Мурманской области постоянно увеличивался и достиг по состоянию на 1 января 2004 года 1 826 млн. рублей, из которых задолженность федеральному бюджету по бюджетным ссудам (кредитам) составляла 1 372 млн. рублей.

В целях сокращения внутреннего долга в 2004-2005 годах производились досрочные выкупы размещенных облигационных займов, проведена в соответствии с федеральным законодательством консолидация и реструктуризация задолженности по бюджетным ссудам, полученным областью на покрытие временных кассовых разрывов. Все это позволило несколько стабилизировать финансовую обстановку в области.

Объем государственного внутреннего долга в 2005 году снизился по сравнению с объемом долга 2004 года и составил:

на начало 2005 года - 1 586 млн. рублей;

на конец 2005 года - 1 187 млн. рублей.

Для финансирования государственного контракта на генеральный подряд по реконструкции операционных блоков с выполнением поставки медицинского и инженерного оборудования для нужд ГУЗ «Мурманская областная клиническая больница имени П.А. Баяндина» и для покрытия дефицита областного бюджета Правительством Мурманской области в 2006 году привлечены кредитные средства в кредитных организациях, задолженность по которым составила по состоянию на 01 января 2007 года 703,7 млн. рублей.

В течение 2-х последних лет (2005 и 2006 годы) Министерством финансов Российской Федерации уменьшалась на 30 процентов задолженность Мурманской области по бюджетным ссудам, выданным на покрытие временных кассовых разрывов, и по централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах. В связи с выполнением условий Соглашений, заключенных с Минфином России, предполагается аналогичное уменьшение и в 2007 году. Ожидаемая задолженность перед федеральным бюджетом по состоянию на начало 2008 года составит 6,2 млн. рублей.

В соответствии с региональной целевой программой «Реконструкция системы теплоснабжения Ленинского округа города Мурманска» в конце 2007 года планируется предоставление государственной гарантии в сумме 980,8 млн. рублей, что приведет к увеличению величины долговых обязательств Мурманской области.

Вместе с тем, для покрытия дефицита областного бюджета потребуется привлечение кредитных ресурсов, что приведет к дальнейшему росту внутреннего долга. По предварительной оценке величина государственного долга по состоянию на 1 января 2008 года составит 1 637 млн. рублей.

План реформирования


На 1 этапе планируется разработать и утвердить методику расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период.

Методику расчета предельного объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку областного бюджета планируется утвердить до 1 июля 2009 года.

Формализованные процедуры управления долгом будут распространяться на все виды долговых обязательств, обозначенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В сети Интернет ежемесячно будут публиковаться сведения о долговых обязательствах, в том числе по видам обязательств и срокам их погашения.

В 2009 году все операции по привлечению долговых обязательств будут полностью соответствовать утвержденным методикам.


Альтернативы


В качестве альтернативного решения в области долговой политики может рассматриваться принятие Концепции управления долгом Мурманской области, в которой могут быть четко прописаны основные направления долговой политики области на более длительную по сравнению с Программой перспективу.

Оценка рисков