Разработка и реализация Программы реформирования региональных финансов Мурманской области обусловлена проведением в стране административной и бюджетной реформы, принятием и реализацией Стратегии экономического развития области до 2015 года, программы социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный период и направлена на повышение эффективности и результативности работы органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, создание условий для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в Мурманской области.
За последние несколько лет в Мурманской области были приняты следующие меры, направленные на совершенствование управления финансами:
1. сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований;
2. своевременное и в полном объеме финансирование расходов на оплату труда работников бюджетной сферы;
3. развитие системы казначейского исполнения бюджета и другие меры, направленные на повышение прозрачности финансов области;
4. значительное снижение кредиторской задолженности.
Программа реформирования региональных финансов Мурманской области (далее - Программа), разработанная в соответствии с Приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" и от 15.10.2007 N 662 "О проведении в 2007 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов", является комплексным организационно-методологическим и практическим планом действий всех органов государственной власти Мурманской области по реформированию региональных финансов.
Необходимо отметить, что бюджетная система Мурманской области пока не выполняет в полной мере роль эффективного инструмента, обеспечивающего реализацию политики Правительства Мурманской области, направленной на создание условий для роста экономики и повышения уровня жизни населения.
1. Несбалансированность бюджетных ресурсов и обязательств
и неконтролируемый рост нагрузки на бюджетную систему
Серьезную озабоченность вызывает несбалансированность областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, которые принимаются с предельно допустимым размером дефицита бюджета. Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего - при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются.
Решение этих проблем является необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращения возникновения "необеспеченных мандатов" и неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему.
2. Отдельные проблемы в управлении государственными финансами
С 2000 года формирование и исполнение консолидированного бюджета Мурманской области осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам.
Формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
На региональном уровне осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию.
Составлены реестры расходных обязательств, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.
Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты.
Новые процедуры закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд способствовали повышению эффективности и прозрачности расходования бюджетных средств.
Тем не менее остается решение ряда существенных проблем управления общественными финансами.
Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.
Финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.
Так и не удалось обеспечить ритмичность исполнения областного и местных бюджетов. Значительная часть расходов концентрируется во второй половине года, что создает стимулы израсходовать средства любой ценой, в том числе за счет попыток обхода конкурсного порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.
3. Проблема концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач
В 2000 - 2006 годах расходы консолидированного бюджета Мурманской области увеличились с 8,1 млрд. рублей до 32,2 млрд. рублей, или почти в четыре раза. Рост объема расходов происходил в целом адекватно росту валового регионального продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.
Регулярное повышение заработной платы в бюджетном секторе способствовало сокращению масштабов бедности в регионе. Осуществлены необходимые реформы финансового обеспечения части социальных обязательств региона, в первую очередь системы социальных льгот для ветеранов труда и тружеников тыла. Замена во многом декларативных натуральных льгот денежными выплатами и пакетом социальных услуг позволила реально повысить уровень жизни этих категорий граждан.