Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Охрана и гигиена окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Мурманской области" на 2009-2010 годы

1. Характеристика проблем, на решение которых
направлена Программа


Высокое качество жизни и здоровья населения, национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды. Сохранение и восстановление природных экосистем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

В настоящее время можно говорить о все еще напряженной экологической ситуации в Мурманской области.

Наиболее острыми, социально значимыми и требующими скорейшего решения являются следующие проблемы.

1. Многочисленные и многообразные явления и последствия, связанные с интенсивным антропогенным воздействием промышленности, коммунального хозяйства и военных объектов на экосистемы Кольского края. Основными стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются предприятия горнометаллургического и энергетического комплексов: ОАО “Кольская ГМК”, ОАО “Ковдорский ГОК”, ОАО “Олкон”, ОАО “Апатитская ТЭЦ”, ОАО “Мурманская ТЭЦ”, ОАО "КАЗ-СУАЛ" и др. Хозяйственная деятельность в течение последних десятилетий привела к значительным, порой необратимым последствиям и нарушениям растительного мира, изменениям ландшафта, накоплению огромных объемов отвалов и отходов, загрязнению значительных площадей, воздействию негативных и опасных экологических факторов на здоровье населения, активизации техногенной сейсмичности и других опасных явлений. Основными факторами воздействия на окружающую природную среду являются выбросы пыли, диоксида серы, меди, никеля и других тяжелых металлов в атмосферу, сброс загрязненных сульфатами, хлоридами и тяжелыми металлами сточных вод в водную систему. Сброс сточных вод прогнозируется в 2009 году в объеме 337,7 млн. куб.м, в 2010 году-337,7 млн. куб.м (95,3 % к уровню 2005 года).

Выбросы в атмосферу характеризуются многокомпонентным химическим составом: диоксид серы составляет около 45 % от валового выброса, оксид углерода-26%, 6%-диоксид азота, доля других загрязняющих веществ невелика. В 2009 году выбросы загрязняющих веществ составят 280,0 тыс. т, в 2010-275 тыс. т (87,3 % к уровню 2005 года).

Из образующихся в Мурманской области твердых бытовых (коммунальных) отходов (далее-ТБО) 52 % поступает на санкционированные и несанкционированные свалки, 48 % отходов - термически утилизируются на ОАО «Завод термической обработки ТБО».

Исходя из динамики прошлых лет, растет доля ТБО, размещаемых на свалках области.

Существующее положение вещей обуславливает высокие уровни загрязнения окружающей среды от свалок ТБО, причиной которых являются:

- необоснованные выборы площадки для организации свалки ТБО;

- нарушение правил эксплуатации свалок, недостаточная изоляция поступающих на свалки отходов;

- недостаточный контроль поступления на свалки ТБО токсичных веществ и опасных отходов, которые должны обезвреживаться на полигонах промышленных отходов.

Проведенный анализ современного состояния системы удаления ТБО в Мурманской области выявил ряд проблем, основные из которых:

- слабо стимулируются рециклинг и вторичное использование отходов;

- сбор ТБО коммунальными службами и частными предприятиями в населенных пунктах области не обеспечивает отделения из них вторичного сырья и, что особенно важно, опасных отходов.

Путь решения проблемы обращения с вышеперечисленными видами отходов - выработка стратегии обращения с отходами производства и потребления на территории Мурманской области через создание централизованной управляемой рыночной системы.

Правительством Мурманской области было принято решение о разработке и утверждении в рамках настоящей Программы целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления на территории Мурманской области».

Цели данной программы:

- выработка стратегии управления отходами на территории области (обеспечение экономически выгодного подхода);

- составление проектно-сметной документации.

2. Сохранение биогеоценотического разнообразия Арктического Севера России за счет организации и развития сети особо охраняемых природных территорий (далее-ООПТ). Необходимость активных усилий в этом направлении определяется возрастающими глобальным и региональным воздействиями человека на природные комплексы. В хозяйственный оборот вовлекаются всё большие площади земель и водного пространства, утрачиваются ценные для науки и здоровья человека участки природы (в том числе уникального рекреационного значения), истощается генофонд растений и животных. Общая площадь ООПТ региона (по состоянию на 01.01.2007) составляет 448,5 тыс. га, в том числе заказники - 444,1 тыс. га, памятники природы - 4,4 тыс.га. В этой связи не утрачивает актуальность проведение работ по управлению и охране региональными ООПТ, обеспечению мониторинга состояния на территории области объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Мурманской области, осуществление мероприятий с целью их сохранения.

3. Низкий уровень экологического сознания и культуры населения области. Уровень экологического сознания и культуры населения в конечном итоге предопределяет безопасность окружающей среды региона при осуществлении любой деятельности человека. С другой стороны, негативная индивидуальная деятельность в отношении флоры, фауны и других природных компонентов наиболее трудно контролируема. В конечном итоге уровень экологического мышления и воспитания индивидуума обуславливает и экологическую культуру производства и менеджмента во всех сферах социально-экономических отношений. Поэтому необходимо развитие эффективной системы экологического просвещения и образования.

Многообразие назревших проблем требует одновременного, комплексного и сбалансированного подхода к их решению, развития смежных, горизонтально и вертикально интегрированных компонентов, систем и подсистем, наличия четко определенных критериев и оценочных параметров для принятия обоснованных решений, а также определения средне-долгосрочных ориентиров и перспектив. Эти причины обусловливают необходимость анализа и решения комплекса задач на основе программно-целевых методов, являющихся в условиях современной рыночной экономики самым эффективным и действенным механизмом государственного регулирования и стратегического управления.

Программно-целевой подход в контексте рассматриваемой темы имеет ряд стратегических преимуществ: системность решения комплементарных задач, сбалансированность развития смежных, горизонтально и вертикально интегрированных компонентов и систем, наличие четких критериев и оценочных параметров для принятия обоснованных решений, а также определение средне-долгосрочных ориентиров и перспектив. Все это в наибольшей степени обеспечивает достижение целей общегосударственной и региональной политики в сфере охраны окружающей среды Мурманской области.

Организационной основой государственной политики Мурманской области в сфере охраны окружающей среды является настоящая Программа, в которой нашли отражение приоритеты экологической политики нашего государства, заложенные в Указах Президента Российской Федерации, Экологической доктрине Российской Федерации, основных направлениях экологической политики Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Мурманской области.

Основные направления, реализуемые в рамках региональной экологической программы:

- обеспечение экологической безопасности Мурманской области;

- осуществление проектных работ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- государственный экологический мониторинг окружающей природной среды;