Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных данных. В настоящее время системы учета земли и иной недвижимости разделены, что существенно увеличивает временные затраты при учете недвижимости и регистрации прав на нее. Сроки постановки земельного участка на государственный кадастровый учет составляют 1 месяц, а предоставления сведений из государственного кадастра недвижимости - 10 дней. Сведения об объектах недвижимости содержатся в информационных базах данных различных систем: государственного кадастра недвижимости, технического учета объектов градостроительной деятельности, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров.
Так, например, при введении в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации только две системы - государственного кадастра недвижимости и государственной регистрации прав - идентифицировались в налоговой инспекции в начале 2006 года лишь на 7%.
Для создания государственного кадастра недвижимости в области необходимо провести инвентаризацию и введение в государственный кадастр недвижимости сведений о более чем 72 тыс. объектов недвижимости, откорректировав их адресные ориентиры по классификатору адресов и привязав их к более чем 53 тыс. земельных участков.
Только 7,9% дел, находящихся в архивах организаций технической инвентаризации области, представлены в электронном виде. При этом база данных органов технической инвентаризации не совместима с данными государственного кадастра недвижимости, что не позволяет внести имеющуюся информацию в государственный кадастр в автоматизированном режиме.
Отсутствие современной цифровой картографической основы при проведении государственного кадастрового учета земельных участков до сих пор создает проблемы с определением и согласованием границ земельных участков и является негативным фактором при регистрации права собственности и иных вещных прав на землю.
Положительными факторами при реализации программы являются снижение совокупных общегосударственных затрат на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы и исключение их неоправданного дублирования в результате четкого планирования мероприятий, финансируемых за счет средств федерального и областного бюджетов, а также формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителей.
Следующей важнейшей проблемой в сфере земельно-имущественных отношений является неурегулированность вопросов, связанных с реформированием системы имущественных налогов.
Из более чем 72 тыс. объектов капитального строительства, стоящих на учете в органах технической инвентаризации, лишь по 14 тыс. объектов проведена массовая оценка в 1994 г. С указанной даты по текущий момент массовая оценка не проводилась.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 мая 2006 года "О бюджетной политике в 2007 году" необходимо завершить разработку и принятие нормативных актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки недвижимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В период действия программы до 2012 года необходимо будет провести на территории Мурманской области актуализацию (переоценку) земель всех категорий, а также государственную кадастровую оценку более 72 тыс. объектов капитального строительства.
Решение указанных проблем предлагается осуществить путем создания и ведения в Мурманской области системы кадастра недвижимости, являющейся частью системы государственного кадастра недвижимости Российской Федерации. Это позволит обеспечить более полный учет объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упростить процедуру межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения, снизить совокупные общегосударственные затраты на дорогостоящие топографо-геодезические, аэросъемочные и картографические работы, исключить их неоправданное дублирование, а также обеспечить формирование базы пространственных данных государственного кадастра недвижимости с возможностью удаленного доступа к ней и многоцелевого использования сведений в интересах потребителя.
Долгосрочная целевая программа направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам исполнительными органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления.