Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на 2008 год, основных параметрах прогноза на 2009-2010 годы, прогнозе сводного финансового баланса Мурманской области на 2008-2010 годы

Пояснительная записка к прогнозу развития муниципального сектора экономики Мурманской области на 2008 год


В 2007 году количество организаций муниципальной формы собственности составит 1513 единиц (по данным Мурманскстата в 2006 году - 1536 организаций)(1), в течение года завершится юридическое оформление передачи в государственную собственность Мурманской области 26-ти муниципальных учреждений социальной защиты населения. Продолжится тенденция снижения доли организаций муниципального сектора к общему числу организаций в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, здравоохранении и предоставлении социальных услуг и практически не изменится в сфере образования, представления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, в торговле и общественном питании.

_________________________

(1)В статистический регистр включены около 14% (порядка 200 единиц) предприятий и организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии ликвидации, банкротства и предприятия, не прошедшие перерегистрацию.

В 2008 году в области будет действовать 1500-1510 организаций муниципальной формы собственности, из них примерно 62 % - организации социальной сферы. Первый вариант прогноза предполагает ускорение процесса реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, смены формы собственности предприятий пищевой промышленности, швейного производства, торговли и общественного питания.

Удельный вес организаций муниципальной формы собственности в общем количестве зарегистрированных в области организаций сохранится на уровне 7 %.

В результате проводимых мероприятий по оптимизации структуры муниципального сектора среднегодовая численность работающих в организациях муниципальной формы собственности имеет устойчивую тенденцию снижения (с 2000 года по 2008 год сокращение составило 15 тысяч человек). Доля занятых в организациях муниципальной формы собственности в общей численности занятых ежегодно уменьшается примерно на 0.2-0.7 % (исключение составил только 2006 год - снижение составило 1.5 %).

В отличие от тенденций, складывающихся по основным видам экономической деятельности в целом по области, в муниципальном секторе в 2008 году предположительно произойдёт снижение физических объёмов производства, обусловленное реорганизацией предприятий обрабатывающей промышленности, недостатком собственных оборотных средств теплоэнергетических предприятий, а также низкой рентабельностью большинства муниципальных предприятий, не выдерживающих конкуренции на рынке.

Соответственно и доля организаций муниципальной формы собственности в общем объеме производства продукции на территории области постепенно снизится:


-      в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды с 16.4 % в 2006 году, до 15.1 -15.8 % в 2008 году;


- в обрабатывающих производствах с 0.53 % в 2006 году, до 0.47-0.48 % в 2008 году;


-      в выпуске продукции сельского хозяйства с 9 % в 2006 году до 8 % в 2008 году.

Прогнозируется рост инвестиций в основной капитал организаций муниципальной формы собственности за счет всех источников финансирования. При этом темпы роста замедляются (в 2007 году прирост составит 1.8 %, в 2008 году - 0.8-3 % к уровню прошлого года). По-прежнему свыше 50 % инвестиций будут направлены в образование и здравоохранение.

В рамках реализации приоритетных национальных проектов в 2007 году планируется направить более 65 млн. рублей на приобретение школьного оборудования и автобусов для школ, завершить подключение всех школ области к сети Интернет. В системе муниципального здравоохранения предполагается приобрести диагностическое оборудование и машины скорой медицинской помощи на общую сумму около 120 млн. рублей.

В сфере потребительского рынка области около 30 % платных услуг населению предоставляют предприятия и учреждения муниципальной формы собственности, в том числе предприятия транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры.

В прогнозном периоде сохранится позитивная динамика развития рынка платных услуг, оказываемых населению муниципальными организациями, при этом ожидаемые темпы роста в сопоставимых ценах к предыдущему периоду в муниципальном секторе ниже прогнозируемых в целом по области. Разница в темпах прироста между вариантами прогноза (2.2%) обусловлена возможной передачей части муниципального жилого фонда на обслуживание ТСЖ, внедрением частного бизнеса в сферу жилищно-коммунального хозяйства и приватизацией муниципальных предприятий сферы услуг.

Оборот розничной торговли муниципального сектора формируется в основном за счет деятельности муниципальных предприятий, реализующих фармацевтическую продукцию. В результате приватизации муниципальных предприятий, реализующих продукты питания и передачи торговых площадей коммерческим структурам, в прогнозном периоде произойдет снижение оборота розничной торговли на 4.8-0.5 % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах в зависимости от варианта прогноза.

В 2007-2008 г.г. в потребительском рынке области сохранится тенденция ежегодного уменьшения доли организаций муниципального сектора.

Оценка на 2007 год и прогноз местных бюджетов на 2008 год выполнены с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Мурманской области. Расчет прогнозных показателей местных бюджетов проведен на основе вариантности развития экономики области.

В период с 2007 по 2008 год не прогнозируется изменение межбюджетных отношений в части зачисления налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты.

Изменения параметров бюджетов муниципальных образований области в 2007 году обусловлены проводимыми мероприятиями по реформированию региональных финансов и оптимизации бюджетных расходов. С 2007 года финансирование учреждений социального обслуживания населения и расходы, связанные с реализацией Закона Мурманской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан", будут осуществляться непосредственно из областного бюджета по разделу "Социальная политика". Это приведет к снижению поступлений безвозмездных перечислений из областного бюджета относительно уровня 2006 года и расходов местных бюджетов по разделам "жилищно-коммунальное хозяйство" и "социальная политика".

Поступление налоговых и неналоговых доходов в 2007 году увеличится на 12.7 % к уровню 2006 года, в 2008 году по первому варианту - на 20.8 %, по второму варианту - на 22.8 % к уровню 2006 года.

Основой роста собственных доходов местных бюджетов станет налог на доходы физических лиц и налоги на имущество. В 2007 году снижение поступления налога на игорный бизнес в связи с введением ограничений на размещение объектов игорного бизнеса будет полностью компенсировано увеличением поступления налога на землю. Однако в 2008 году прогнозируется некоторое снижение поступления налогов на имущество из-за дальнейшего снижения поступлений налога на игорный бизнес.

Формирование доходной части бюджетов муниципальных образований сохранит дотационный характер. Доля собственных налоговых и неналоговых доходов не поднимется выше 40 % (в 2006 году 30.5 %).

К 2008 году прогнозируется рост бюджетной обеспеченности расходов муниципалитетов их собственными доходами до 38.8 % по первому варианту, 39.5 % - по второму варианту (в 2006 году - 34.3 %).

Несмотря на перераспределение расходных полномочий и прогнозируемый рост доходов муниципалитетов исполнение их бюджетов прогнозируется с дефицитом.