Общее число организаций государственного сектора экономики Мурманской области (по данным Теруправления Росимущества по Мурманской области и департамента имущественных отношений Мурманской области) на начало 2007 года составляло 514 единиц, из них: федеральной собственности - 339 (66 %), областной - 174 (33.8 %), совместной - 1 единица (0.2 %).
Доля государственного сектора в общем количестве организаций Мурманской области - 2.6 %.
Одним из основных направлений структурной политики в государственном секторе экономики области является оптимизация его состава, совершенствование нормативно - правового регулирования государственного сектора экономики, повышение эффективности использования государственной собственности.
Структурные изменения в государственном секторе экономики региона происходят в основном в связи с преобразованиями государственных областных унитарных предприятий и государственных областных учреждений (ликвидация, реорганизация, приватизация имущественных комплексов), а также с разграничением полномочий между всеми уровнями власти.
По оценке, в 2007 году будут приватизированы имущественные комплексы шести федеральных и двух областных унитарных предприятий, а также пакеты акций одиннадцати акционерных обществ (8 - федеральных, 3 - областных). В 2008 году планируется приватизировать имущественные комплексы четырех федеральных и двух областных унитарных предприятий, пакеты акций двух акционерных обществ (федеральных).
В 2007 году продолжится процесс передачи полномочий федеральных органов власти органам государственной власти субъекта Российской Федерации и передача муниципальной собственности в областную. В рамках реализации данных мероприятий в состав государственной собственности Мурманской области включаются 10 организаций лесного хозяйства, 18 центров занятости населения, 26 учреждений социальной защиты населения, 7 теруправлений комитета по труду и социальному развитию, 2 иных учреждения (Снежногорская территориальная избирательная комиссия, Оленегорское территориальное подразделение пожарной службы).
В результате предполагаемых структурных преобразований количество организаций государственной формы собственности увеличится в 2007 году до 525, в 2008 году незначительно сократится до 523 единиц. По организационно - правовым формам собственности государственный сектор будет представлен 55 унитарными предприятиями (10.5 %), 445 учреждениями (85.1 %) и 23 акционерными обществами (4.4 %). Доля госсектора в общем количестве организаций Мурманской области - 2.4 %.
В 2007 году прогнозируется увеличение численности работников государственного сектора на 0.9 тыс. человек, в 2008 году - сокращение на 0.8 тыс. человек к предыдущему периоду.
Средняя заработная плата работников организаций государственного сектора в отчетном периоде превышала на 6.4 % уровень средней заработной платы по области, и тенденция опережения сохранится в 2007-2008 годах. По оценке, в 2007 году ее размер составит 19.9 тыс. рублей, в 2008 году - 22.9 тыс. рублей в месяц.
По оценке, в государственном секторе ожидается рост объемов промышленного производства к уровню предыдущего года. Положительная динамика темпов роста промышленного производства государственного сектора определяется устойчивой работой организаций, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, добычей полезных ископаемых.
С 2006 года наметилась тенденция снижения объемов обрабатывающих производств, что связано с сокращением государственного оборонного заказа на судоремонтных заводах Минобороны России, доля которых в общем объеме обрабатывающих производств госсектора экономики области превышает 80 %.
Производство продукции сельского хозяйства организациями государственного сектора за последние три года сократилось почти на половину. Снижение объемов производства продукции обусловлено структурными преобразованиями в агропромышленном комплексе, а также сокращением неэффективных отраслей.
Принимаемые меры по увеличению государственной поддержки отрасли из областного бюджета, позволили остановить падение объемов сельскохозяйственного производства в госсекторе. В 2007-2008 годах ожидается незначительный рост объемов сельскохозяйственного производства, при этом темпы роста ниже, чем в целом по области.
Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций госсектора являются привлеченные средства из бюджетов всех уровней. В 2007 году сохранится тенденция сокращения инвестиций в основной капитал организаций государственного сектора экономики. Снижение инвестиций отмечено в следующих видах экономической деятельности: обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь.
В отличие от предыдущих лет, в 2008 году прогнозируется рост инвестиций организаций государственного сектора. Наибольший вклад будет обеспечен крупными предприятиями и организациями в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, на транспорте, что обусловлено повышением их инвестиционной активности. Однако темпы прироста в 3 раза ниже областных темпов (госсектор - 11.2 %, по области - 34.9 %).
Прогнозируется положительная динамика объемов платных услуг населению в 2007 - 2008 годах, оказываемых организациями государственного сектора экономики. При этом темпы прироста в 2007 году ниже, чем в целом по области в 2.2 раза, в 2008 году - на уровне областных. В структуре платных услуг, по-прежнему, более 60 % будет приходиться на услуги пассажирского транспорта, свыше 17 % - услуги в системе образования.
Наиболее значительную долю в объеме платных услуг в целом по области организации государственного сектора занимают в услугах в системе образования, пассажирского транспорта и ветеринарных услугах.