Прогноз показателей сводного финансового баланса региона осуществлен в двух вариантах на основе прогноза социально-экономических показателей развития области.
Оба варианта учитывают повышение обменного курса доллара США, снижение мировых цен на цветные металлы, снижение цен на внутреннем рынке на железорудный концентрат, рост цен и тарифов на услуги естественных монополий, снижение налоговой нагрузки на бизнес, рост благосостояния граждан, рост сбережений граждан, увеличение темпов кредитования юридических лиц на срок более 1 года, обеспечение повышения заработной платы работников бюджетной сферы и эффективности социальной поддержки населения, рост бюджетных инвестиций и инвестиций предприятий.
В прогнозном периоде предусматривается стабилизация налогового и бюджетного законодательства, межбюджетных отношений. Изменения налогового законодательства будут направлены в основном на модернизацию системы администрирования. Введение в действие изменений в Бюджетный кодекс РФ направленно на повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
По первому варианту (инерционному) показатели сводного финансового баланса будут формироваться в менее благоприятных внешних условиях и с учетом замедления темпов развития экономики области, что приведет к значительному снижению темпов роста основных финансовых показателей и налоговых поступлений, недостатку собственных налоговых и неналоговых доходов, наращиванию дефицита консолидированного бюджета до предельно допустимого уровня, необходимости получения дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета для обеспечения сбалансированности бюджета.
Второй вариант (умеренно оптимистичный) предполагает более благоприятные внешние условия и рост экономических показателей в результате реализации крупных инвестиционных проектов и в связи с этим более медленное снижение темпов роста, чем в первом варианте, основных финансовых показателей и налоговых поступлений, отсутствие необходимости привлечения дополнительного безвозмездного финансирования из федерального бюджета при сохранении максимально допустимого уровня дефицита.
Сохранится зависимость области от конъюнктуры мирового рынка цветных металлов, экономической и финансовой политики холдингов. Прибыль рентабельных организаций по первому и второму вариантами не превысит уровень 2007 года. Вместе с тем при исключении металлургического производства прогнозируется увеличение прибыли к 2007 году в пределах инфляционного роста.
Только в случае достижения показателей развития экономики, предусмотренных по третьему (оптимистическому) варианту, прибыль прибыльных организаций в 2010 году в отличие от первых двух сможет превысить уровень 2007 года, а расходы консолидированного бюджета области будут обеспечены доходами без дополнительного привлечения федеральных средств и наращивания дефицита до максимально допустимого уровня.
В прогнозном периоде (2008-2010 г.г.) доходы сводного финансового баланса составят по первому варианту 136.9-159.8 млрд. рублей, что на 128.4-149.9 % выше уровня 2006 года, по второму варианту - 138.7-162.6 млрд. рублей с ростом 130.2-152.6 %.
В 2008-2010 годах сальдированный финансовый результат экономики области будут формироваться со снижением по отношению к 2007 году по первому варианту на 9.4 %-17.7 %, по второму варианту на 5.2 % - 9.9 %, но в обоих вариантах выше уровня 2006 года.
По первому варианту объем прибыли рентабельных организаций прогнозируется в 2008 году в сумме 38.6 млрд. рублей, в 2010 году со снижением до 35 млрд. рублей. По второму варианту прибыль рассчитана в сумме 40.1 млрд. рублей и 38 млрд. рублей соответственно.
Темп роста финансовых показателей экономики области в прогнозируемом периоде по отношению к 2006 году составит:
Показатели | 2008 г. к 2006 г. ( %) | 2010 г. к 2006 г. ( %) | |||||
вариант 1 | вариант 2 | вариант 1 | вариант 2 | ||||
Прибыль прибыльных организаций | 123.7 | 128.6 | 112.3 | 121.8 | |||
Сальдо прибылей (убытков) | 132.2 | 138.3 | 120 | 131.4 |
При этом рост прибыли по отношению к 2006 году прогнозируется по всем основным видах деятельности, за исключением добычи полезных ископаемых в 2010 году, где прибыль снизится по первому варианту на 13.2 %, по второму варианту на 4.5 %. По второму варианту снижение прибыли меньше, т.к. при ее расчете учтен выпуск новых видов продукции - платинометалльного и ильменитового концентратов.
В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий прибыль за рассматриваемый период (2008-2010 г.г.) будет снижаться и вместе с тем составит по отношению к 2006 году:
- по первому варианту 120.5 % в 2008 году и 100.3 % в 2010 году;
- по второму варианту 127.8 % в 2008 году и 111.6 % в 2010 году.
В 2008-2010 годах положительная тенденция роста прибыли по отношению к 2006 году прогнозируется по обоим вариантам:
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 3.8 и 5.5 раза за счет значительного роста средних тарифов (на электроэнергию 127.4-137.9 %, на теплоэнергию 166.5-180.3 %);
- на предприятиях транспорта, в связи с планомерным ростом объемов перевозок и переработки грузов, кроме того, по второму варианту в 2010 году, в связи началом работы ЗАО "Синтез-Петролиум";
- в оптовой и розничной торговле и строительстве.
В сельском хозяйстве результаты реализации национального проекта и поддержка сельхозпредприятий из бюджета в целом, несмотря на опережение роста цен на потребляемые материальные ресурсы над ростом цен производимой сельхозпродукции, позволят увеличить производственный потенциал предприятий и стабилизировать их финансовое положение. Прибыль увеличится по первому варианту 5.7-6.9 %, по второму варианту 9.2-10.9 %.
В структуре прибыли рентабельных организаций к 2010 году снизится удельный вес обрабатывающих производств до 54.6 - 55.7 % против 59.7 % в 2006 году, производств по добыче полезных ископаемых до 17-17.3 % (22 % в 2006 г.).
Удельный вес предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и воды увеличится с 1.4 % до 7.1-6.5 %, предприятий транспорта и связи с 3.7 % до 5.1-5.2 %.
По оптимистичному варианту, который предполагает ускоренное освоение месторождения Федорова Тундра (производство продукции в 2010 году составит 50 %), рост промышленного лова мойвы, начиная с 2008 года, увеличение мощности портового перегрузочного комплекса ЗАО "Синтез Петролеум", прибыль и сальдированный финансовый результат деятельности организаций Мурманской области в 2010 году, в отличие от первых двух вариантов, превысят уровень 2007 года и составят 43.9 млрд. рублей (101.5 %) и 42.6 млрд. рублей (104.7 %).
Рост прибыли кредитных организаций прогнозируется в 2008-2010 г.г. по первому и второму вариантам в 1.8 - 2.1 раза к уровню 2006 года.