Основными проблемами в сфере жилищного строительства Мурманской области, наряду с недостаточным объемом предложений на рынке жилья, низкими доходами населения и сложной системой выделения участков под застройку, является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения высоких темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья Мурманской области.
Органы местного самоуправления и застройщики отмечают ограниченные возможности использования действующих мощностей коммунального комплекса для наращивания объемов жилищного строительства.
Планируемое увеличение объемов жилищного строительства должно быть обеспечено опережающим развитием коммунальной инфраструктуры.
Предварительный анализ данных о наличии участков под жилищное строительство в населенных пунктах Мурманской области показал, что во всех муниципальных образованиях области имеются свободные (незастроенные) территории под жилищное строительство, при этом расчетная потребность в новом строительстве жилья по отдельным населенным пунктам с учетом демографических изменений неравнозначна.
В большинстве муниципальных образований остро стоит задача переселения граждан из имеющегося ветхого и аварийного жилищного фонда. Поэтому в рамках настоящей Программы в приоритетном порядке предполагается обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, предназначенных под жилищное строительство на территориях, занимаемых в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом. Использование таких участков, с одной стороны, позволит снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как бюджетных, так и частных средств.
Сложившаяся практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры для обеспечения объектов строительства основана на выполнении застройщиками технических условий присоединения к инфраструктурным системам предприятий, предоставляющих коммунальные услуги. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и затрудняет освоение новых перспективных для жилищного строительства площадок.
Органы местного самоуправления районов и городов, как правило, не имеют комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В населенных пунктах области отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства. Банковский сектор не имеет кредитных инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска финансировать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья для конечного покупателя квартиры.
Решение системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства требует со стороны государства программно-целевых действий. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств.