Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей учреждений системы образования от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", и в первую очередь: пожарную безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для учреждений системы образования приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они взаимосвязаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Мурманской области, регулирующие отношения в области безопасности.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики учреждений системы образования и вероятности возникновения тех или иных угроз, путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 29.12.2005 № 525-ПП/15 "О разработке региональной целевой программы "Комплексная безопасность образовательного учреждения" на 2007-2010 годы", а также на основе анализа состояния пожарной, электрической и технической безопасности учреждений системы образования Мурманской области и сформирована как единый комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Помимо мероприятий, указанных в Программе, органы местного самоуправления (ОМС) самостоятельно разрабатывают систему мер по обеспечению комплексной безопасности муниципальных учреждений системы образования.
Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.
1.1. Материальная база учреждений системы образования
В настоящее время материально-техническое обеспечение учреждений системы образования (далее - ОУ) характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, инженерных сетей и коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности учреждений системы образования, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля за поддержанием их в исправном состоянии.
В Мурманской области действует 23 областных и 625 муниципальных учреждений системы образования. В учреждениях всех типов имеется более 800 различных зданий учебного, производственного, культурно-бытового и хозяйственного назначения.
Материально-техническая база основной части учреждений находится в процессе длительной эксплуатации. Здания 177 школ и школ-интернатов (72%) построены до 1980 года.
В подведомственных областных государственных учреждениях системы образования более 60 зданий и сооружений, срок эксплуатации которых составляет свыше 20 лет.
Кроме того, в области функционируют 36 образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей (детские дома и интернаты), которые нуждаются в проведении различного рода мероприятий капитального характера, в том числе:
детских домов - 20 (общее количество детей 1028);
общеобразовательных школ-интернатов общего типа - 3 (450 детей);
специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот - 1 (85 детей);
специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей:
с нарушением слуха - 1 (99 детей);
с нарушением речи - 1 (126 детей);
с умственной отсталостью - 10 (993 ребенка).
Всего в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей содержится 2781 ребенок.
Из общего количества учреждений системы образования более 50% размещены в типовых зданиях постройки 30-60-х годов, не соответствующих современным нормам и имеющих деревянные конструкции кровель, стен, перегородок и перекрытий.
1.2. Оценка ситуации противопожарной безопасности органами государственного пожарного надзора
В 2005 году на объектах образования произошло 22 пожара, в 2004 зарегистрировано 25 пожаров.