Действующий

Об основных направлениях и плане мероприятий по преодолению бедности в Мурманской области на 2006-2008 годы

Приложение
     к постановлению Правительства
     Мурманской области
от 29.11.2006 № 459-ПП/13

 


Основные направления преодоления бедности в Мурманской области в 2006-2008 годах



Основные направления преодоления бедности в Мурманской области в 2006-2008 годах (далее - Основные направления) представляют собой содержание деятельности органов государственной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, объединений предпринимателей, профсоюзов, работодателей, некоммерческих организаций в целях повышения благосостояния населения с наиболее низким уровнем доходов.


Состояние и уровень бедности в Мурманской области


Бедность - социально-экономическое явление, при котором отдельные группы населения испытывают трудности с удовлетворением своих первоочередных потребностей.

По данным Росстата в 2005 году Мурманская область занимала 39 место среди субъектов РФ по доле "бедного" населения. В первом полугодии 2006 года 20,1 % жителей области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Это примерно на 2 процентных пункта больше, чем в среднем по России.

В целом, как показал анализ, ситуация с бедностью в Мурманской области мало чем отличается от ситуации в целом по России.

Характерной особенностью нашей российской бедности является то, что в числе бедных высока доля трудоспособных граждан, что определяется низким уровнем оплаты труда, прежде всего в бюджетной сфере.

Бедность неразрывно связана с образованием и здравоохранением. Дети из бедных семей имеют значительно меньшие возможности на получение высшего и среднего профессионального образования, что в дальнейшем способствует воспроизводству хронических зон бедности.

Вероятность оказаться за чертой бедности на 50 % выше для лиц с начальным образованием, что ведет к недостаточной успешности бедных граждан на рынке труда.

Отсутствие доступа к качественному здравоохранению является проблемой для бедного населения и предопределяет низкие показатели здоровья по сравнению с людьми с более высокими доходами.

В Мурманской области, как и в России в целом, присутствуют различные виды бедности населения, в том числе возрастная, территориальная, застойная и временная бедность. Экономическая бедность обусловлена безработицей среди трудоспособного населения и низким уровнем заработной платы значительной части занятого населения.

Социальная бедность обусловлена наличием социально уязвимых групп населения. Повсеместно в зоне бедности остаются одинокие престарелые люди, многодетные и неполные семьи, инвалиды.

Более высокий уровень и качество жизни имеют городские жители, проживающие в муниципальных образованиях со стабильно работающими промышленными предприятиями и развитой инфраструктурой, и наименее обеспечены жители небольших сельских населенных пунктов.

Вместе с тем, имеются особенности, которые присущи только Крайнему Северу. Основная часть наших жителей не имеет возможности вырастить на земле овощи и фрукты, держать скот и птицу и получать дополнительный доход, как это принято в регионах с благоприятными климатическими условиями. Жителям Крайнего Севера для поддержания жизнедеятельности нужно более калорийно питаться, необходимо больше теплой одежды и обуви.

Больших затрат требует жилищно-коммунальная сфера. Среди территорий Северного экономического района у нас одни из самых высоких тарифы на услуги ЖКХ, что обусловлено высокой затратной составляющей стоимости топлива и его доставки, а также длительностью отопительного сезона.

Общеизвестно, что проведение экономических реформ, сопровождающихся либерализацией цен и высокими темпами инфляции, негативно повлияло на уровень жизни населения.

В Мурманской области реальные денежные доходы населения, заработная плата и пенсии в 1995 году по сравнению с 1990 годом упали более чем наполовину. Восстановить отставание не удалось до настоящего времени.

По оценке, в текущем году реальные доходы населения хотя и превысят уровень 1995 года на 6.3 %, реальная заработная плата - на 41.1 %, пенсия - на 2.8 %, но уровень 1990 года не достигнут соответственно на 56 %, 52 % и 67 %.

Денежные доходы, полученные населением за 9 месяцев 2006 года, выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 16.1 %, их реальное содержание превысило уровень соответствующего периода 2005 года на 7.2 %.

В структуре доходов, полученных населением, увеличилась доля оплаты труда, социальных трансфертов и предпринимательских доходов, сократились расходы на покупку товаров, увеличилась доля сбережений. Повысилась покупательная способность заработной платы и пенсии.

Среднемесячные денежные доходы на одного жителя области в январе-сентябре 2006 года составили 11342 рубля, по сравнению с соответствующим периодом 2005 года выросли на 17.2 %, их реальное наполнение увеличилось на 8.2 %. По величине среднедушевых доходов Мурманская область среди территорий Северного экономического района России занимает третье место, уступая Ненецкому автономному округу и Республике Коми.

Одним из главных факторов социальной напряженности в обществе является высокая дифференциация населения по доходам.

Степень социального расслоения населения (соотношение между уровнями доходов 10% населения с самыми высокими и самыми низкими доходами) в области, хотя и меньше чем в среднем по России, но остается высокой (в первом полугодии 2006 года составила 12.2 раза, РФ - 14.9 раза). Почти 28 % всех доходов, получаемых населением, приходится на наиболее высокодоходные группы населения.

Как положительную тенденцию можно отметить сохранение сокращения доли населения с небольшими доходами (от 1000 до 6000 рублей) с 40.4 % в первом полугодии 2005 года до 26.4 % в первом полугодии 2006 года.

Повысилась доля населения, имеющего доходы свыше 10 тысяч рублей, до 46 %, это самый высокий уровень среди территорий Северного экономического района, сложившийся в первом полугодии 2006 года.

Заработная плата остается основным источником доходов для большей части населения.