Действующий

О Концепции создания системы объединенных информационных ресурсов Мурманской области (2006-2008 годы)

Одобрена распоряжением
Правительства Мурманской области
от 27.06.2006 № 151-РП


Концепция создания системы объединенных
информационных ресурсов Мурманской области (2006-2008 годы)


Введение


Настоящая Концепция разработана департаментом информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области во исполнение пункта 14.5 Плана действий Правительства Мурманской области на 2006 год, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 27 февраля 2006 года № 47-ПП/2.

В данной Концепции под информационными ресурсами понимаются документы и массивы документов в информационных системах, организованные в виде баз данных, представленные в электронной форме и используемые для обеспечения эффективности системы государственного управления Мурманской области и местного самоуправления на основе применения информационных технологий.

Настоящая Концепция формирования системы объединенных информационных ресурсов Мурманской области является одним из элементов реформирования государственной системы управления (административной реформы) в Мурманской области.

Термины и определения, применяемые в данной Концепции


База данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях.

     Доступ к информационным ресурсам -
возможность поиска и получения информации, содержащейся в базах данных.

     Информационная система
- организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

     Информационное пространство
- единая информационно-технологическая среда взаимодействия разнородных информационных ресурсов, обеспечивающая интерактивный доступ органов власти, граждан и организаций к информационным ресурсам, использование различных сервисов, а также оказание различных видов услуг. Основными компонентами информационного пространства являются: информационные ресурсы, средства информационного взаимодействия и информационная инфраструктура.

     Информационные ресурсы Мурманской области
- информационные ресурсы, создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств бюджета Мурманской области, а также полученные иными установленными законом способами и обеспеченные:

а) нормативными актами, регламентирующими их использование,

б) организационной структурой,

в) технологической и методической базой.

Формирование информационных ресурсов Мурманской области осуществляется органами государственной власти области в процессе реализации ими своих функций, а также органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

     Cобственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения
- субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

     Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения
- субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом;

     Пользователь (потребитель) информации
- субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

     Регистрация информационных ресурсов -
юридически значимое действие, осуществляемое органами государственной власти или уполномоченными ими организациями посредством издания нормативного акта, описывающего информационный ресурс в соответствии с установленным регламентом.

     Реестр информационных ресурсов Мурманской области -
документ (информационный ресурс), содержащий описание информационных ресурсов, находящихся в локальном и сетевом доступе и зарегистрированных на обязательной и добровольной основе в соответствии с установленными для данной системы правилами.

     Учет информационных ресурсов
- упорядоченное осуществление органами власти или уполномоченными ими организациями процесса сбора, хранения, актуализации и использования сведений, описывающих информационные ресурсы.

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения


Опыт показывает, что сам по себе рост технической оснащенности органов государственной власти не приводит к упрощению и улучшению механизмов принятия административных решений. В связи с этим приходится констатировать, что информатизация органов государства пока не обеспечивает повышения качества государственного управления. Выступая на заседании президиума Государственного совета "Об информационных и коммуникационных технологиях в Российской Федерации" 16 февраля 2006 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: "Ведомства по-прежнему дублируют действия друг друга, медленно снижают административные издержки и остаются закрытыми для граждан. Зачастую чиновники монопольно распоряжаются базами данных, которые обязаны быть общедоступными… Они [информационно-коммуникационные технологии] должны делать деятельность всех органов власти и региональных, и федеральных, и местных прозрачными".

Сказанное Президентом имеет место и в системе исполнительных органов государственной власти области. Проведенный анализ компьютерной оснащенности исполнительных органов государственной власти области (данные представили 18 из 23 органов и аппарат Правительства Мурманской области) показал, что 97.3% работников постоянно используют в работе персональные компьютеры. Из общего числа используемых компьютеров 72.9% представляют собой современные рабочие станции. Ежегодно производится замена устаревшего оборудования. Однако затраты на техническое оснащение рабочих мест не дают должного эффекта в повышении качества управления. Необходимы изменения в организации работы с информацией.

Одним из главных направлений совершенствования информационной поддержки государственного управления является совместное использование информационных ресурсов. Значительная часть информации, необходимой для подготовки управленческих решений, создается непосредственно в системе исполнительных органов власти области, часть данных поставляется в систему специализированными органами, осуществляющими информационный мониторинг (статистика, налоговая служба и прочие) безвозмездно или за плату. Организация информации в виде баз данных в электронной форме, создает реальные предпосылки для оптимизации административных процессов, снижения нагрузки на областной бюджет за счет организации централизованного учета информационных ресурсов, исключения необоснованного дублирования данных и создания инфраструктуры доступа к ним.

Важнейшей задачей, требующей решения, является нормативная регламентация информационного взаимодействия. Существующий уровень нормативного регулирования отношений, возникающих в процессе информационного обеспечения органов государственной власти Мурманской области, явно недостаточен. Отсутствует система регистрации баз данных, создаваемых департаментами, комитетами, управлениями и инспекциями в процессе выполнения ими своих основных функций. Недостаточно эффективно используются базы данных, закупаемые (создаваемые) за счет средств областного бюджета. Не ведется сводный реестр информационных ресурсов. Вследствие этого дублируются уже имеющаяся в исполнительных органах власти информация, затруднен оперативный сбор данных для подготовки проектов управленческих решений. Из-за отсутствия согласованных регламентов, определяющих право владения на отдельные документы и базы данных, категорию информации по уровню доступа к ней, в системе исполнительных органов государственной власти Мурманской области имеют место необоснованные отказы со стороны отдельных органов в предоставлении информации.

Организационные предпосылки и опыт создания системы объединенных информационных ресурсов имеются. В настоящее время в локальной сети Правительства Мурманской области, обеспечивающей информационные потребности аппарата Правительства и еще 14 органов исполнительной власти (58%), уже сформированы:

1. правовые информационные ресурсы, включающие тексты правовых и нормативных актов федерального и регионального уровня Российской Федерации, в том числе эталонную базу правовых актов Мурманской области;

2. базы данных региональной статистики, содержащие информационно-статистические материалы, подготавливаемые региональным управлением Росстата (более 1600 материалов ежегодно);

3. постоянно обновляемые базы данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, поставляемые налоговыми органами.

Кроме того, ЛВС Правительства Мурманской области обеспечивает техническую защиту информации, а также защищенный доступ в глобальную сеть Интернет и услуги электронной почты. Указанные сервисы могут и должны быть распространены на всю систему исполнительной власти области.

Однако существующий в настоящее время в системе исполнительных органов государственной власти Мурманской области уровень телекоммуникационной инфраструктуры не дает возможности согласованного информационного взаимодействия всех органов между собой. Для решения этой задачи необходимо создание высокоскоростных каналов связи и развитие технологий, обеспечивающих обмен информации, в том числе в защищенном режиме.

Создание и эффективное использование объединенных информационных ресурсов является не столько технологической, сколько административной проблемой, и должно сопровождаться оптимизацией управленческих процессов. Решение нормативно-правовых, организационных и инфраструктурных задач создания системы объединенных информационных ресурсов Мурманской области требует скоординированной работы и ресурсов. Реализация положений Концепции подлежит путем разработки и реализации проекта в составе Программы проведения административной реформы в Мурманской области в 2006-2008 годах.

2. Цели и задачи Концепции


Целью настоящей Концепции является определение приоритетов, принципов и направлений реализации единой государственной политики в сфере формирования и использования объединенных информационных ресурсов Мурманской области в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Мурманской области.